Вопрос: О правилах размещения заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд, а также о правилах авансирования государственных заказов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 декабря 2008 г. N Д05-6120
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение о
разъяснениях положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое
мнение.
Закон регулирует
отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе
устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства
экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении
заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников
финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических
лиц в размещении заказов и
стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции,
совершенствования деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и
прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других
злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ст. 8 Закона участниками
размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного
или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое
юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы
собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое
физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Заказчик самостоятельно принимает решение
о способе размещения заказа - путем проведения торгов в форме конкурса,
аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов
(запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), на
товарных биржах.
Статьями 11 и 12 Закона установлены
исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа и условия допуска
либо отказа в допуске к участию в торгах при размещении заказов.
В отношении вопроса, связанного с
увеличением объема авансирования государственного заказа, Министерство
сообщает, что вопросы, связанные с возможностью установления и размерами
авансирования по государственным контрактам, заключаемым в целях обеспечения
федеральных государственных нужд, относятся к компетенции Минфина России,
который осуществляет функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Следует отметить,
что п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778
"О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на
2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено право получателей
средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных
контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая
договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности,
предусматривать авансовые платежи:
- в размере до 100 процентов суммы
договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих
исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом
году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на
печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения
квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных
билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на
санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств;
- в размере до 60
процентов суммы договора (контракта), но не более 60 процентов лимитов
бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального
бюджета в соответствующем финансовом году, - по государственным контрактам на
оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов
государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и
представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям
Президента Российской Федерации;
- в размере до 30 процентов суммы
договора (контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств,
подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем
финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при рассмотрении вопроса об
авансировании по государственным контрактам, заключенным по итогам размещения
заказов, следует учитывать положения Закона в части обеспечения исполнения
контрактов.
В частности, п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9
ч. 4 ст. 34 Закона определяют, что при проведении торгов размер обеспечения
исполнения контракта не может превышать 30 процентов начальной (максимальной)
цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого
конкурса (аукциона). В случае если начальная (максимальная) цена контракта
(цена лота) превышает 50 млн руб., заказчик, уполномоченный
орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере
от 10 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но
не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса),
или в случае, если размер аванса превышает 30 процентов начальной
(максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на 20 процентов размер
аванса, но не менее чем размер аванса.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
31.12.2008