Вопрос: О мерах по защите интересов
государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями
недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и
исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2008 г. N Д04-279
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение по вопросу разъяснений,
связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое
мнение.
В целях защиты
интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с
действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при
заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом
предусмотрен ряд защитных механизмов, в том числе предусматривается возможность
установления со стороны заказчика требования о внесении денежных средств в
качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти
процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 4 ст. 20 и ч.
5 ст. 32 Закона).
Кроме того, предусмотрена возможность
установления со стороны заказчика требования обеспечения исполнения
государственного (муниципального) контракта. Размер обеспечения может
устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной (максимальной) цены
контракта (цены лота). В случае если начальная (максимальная)
цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики
обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от
десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены
лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата
аванса), или, в случае если размер аванса превышает тридцать процентов
начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на
двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса (п. 15.2 ч. 4
ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона).
Федеральным законом от 27.12.1995 N
213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" предусмотрена возможность
устанавливать ряд норм, в том числе поквартальное или поэтапное авансирование
работ по выполнению государственного оборонного заказа в размере не менее сорока процентов их стоимости за счет средств
федерального бюджета на финансирование оборонного заказа.
В качестве примера, с учетом фактов,
отмеченных в обращении, можно привести следующее. Предположим, что начальная
(максимальная) цена контракта составляет 156 млн руб.
Государственный контракт заключается с победителем торгов по цене 150 млн руб.
сроком на 3 года. Таким образом, согласно положениям Закона размер обеспечения
исполнения контракта рассчитывается от начальной (максимальной) цены контракта,
которая составляет 156 млн руб. Предположим, как
указано в обращении, что ежегодный объем каждого этапа составляет 50 млн руб. и
размер ежегодного аванса составляет 40%. Тогда размер авансирования составит 60
млн руб. (3 x (50 x 0,4)). В этом случае заказчик обязан установить минимальный
размер обеспечения контракта в размере не менее 40%, который составит 62,4 млн руб. (156 x 0,4), максимально возможный размер
обеспечения в данном случае составит 72 млн руб.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
05.02.2008