Вопрос: О
разъяснении отдельных положений законодательства, касающихся отнесения земель
особых охраняемых природных территорий, в частности курортов, к федеральной
собственности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2009 г. N Д23-422
В соответствии с обращением о разъяснении
отдельных положений законодательства Департамент недвижимости Минэкономразвития
России сообщает.
В соответствии с положениями ст. 6
Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ст. 2 Федерального закона
от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред.
от 30.12.2008) (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) черноморские курорты
признаны особо охраняемой природной территорией.
Вышеуказанными нормативными актами
устанавливается специальный правовой режим данных территорий.
Что касается положений Федерального
закона N 33-ФЗ о том, что особо охраняемые природные территории являются
федеральной собственностью (в настоящее время с оговоркой для курортов), то
рассматриваемыми актами устанавливается правовой режим территорий, а не
принадлежность земельных участков к той или иной форме собственности, которая
определяется земельным законодательством. Положение п. 6 ст. 2 Федерального
закона N 33-ФЗ об отнесении территории к федеральной собственности в целом не
может быть истолковано как отнесение всего недвижимого имущества на данной территории
к федеральной собственности по следующим причинам.
Во-первых, особо охраняемая природная
территория - это совокупность природных объектов, подлежащих особой охране для
установленных целей. Применительно к курортам особой охране подлежат природные
объекты, способствующие оздоровлению населения (минеральные воды, лечебные
грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и
внутренних морей, другие природные объекты и условия).
Во-вторых, необходимо учитывать общие
положения Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что право
собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с
момента регистрации соответствующего права на него (ч. 2 ст. 8). Право
распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности,
наступает после государственной регистрации права собственности на них в
соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Таким
образом, о полноценной федеральной собственности на земельные участки можно
говорить только после ее государственной регистрации.
Кроме того,
необходимо принимать во внимание положения Федерального закона от 03.12.2008 N
244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов
федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или
муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к
федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или
муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об
особо охраняемых природных территориях".
Дополнительно сообщаем, что в настоящее
время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые
законодательные акты Российской Федерации", согласно которому
земли курортов не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
18.02.2009