Вопрос: Об установлении
разрешенного использования земельного участка в соответствии с
правоустанавливающими и правоудостоверяющими
документами и о возможности обратиться в суд в случае несогласия с записью о
регистрации в части объекта права; о необходимости представления информации о
правах на приобретаемый земельный участок в случае отсутствия у собственника
здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на земельный
участок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2009 г. N Д23-517
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу установления
разрешенного использования земельного участка в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах, а также необходимости
представления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) для приобретения прав на земельный
участок и сообщает.
1. Исходя из изложенной в обращении
информации, было приобретено домовладение. При этом было выдано свидетельство о
государственной регистрации права собственности на комнату площадью 35 кв. м.
Необходимо
отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация
прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт
признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения),
перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Гражданского
кодекса Российской Федерации гражданские права возникают
в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из
договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не
противоречащих ему.
При этом в соответствии со ст. 17 Закона
о регистрации договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества,
совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте
расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки,
являются основаниями для государственной регистрации прав.
Таким образом, в соответствии с
законодательством государственная регистрация прав была осуществлена
исключительно на основании представленных на
регистрацию правоустанавливающих и иных документов.
При этом необходимо
отметить, что в соответствии с Положением о Федеральной регистрационной службе,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N
451, Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)
осуществляет функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и не наделена полномочиями по оказанию возмездных или
безвозмездных услуг гражданам или юридическим лицам по оформлению документов. Росрегистрация осуществляет исключительно
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за что
взимается государственная пошлина в размере, установленном ст. 333.33
Налогового кодекса Российской Федерации.
По вопросу цели предоставления земельного
участка, указанной в постановлении мэра города от 21.08.2008, необходимо
отметить следующее.
В Гражданском кодексе Российской
Федерации и иных федеральных законах отсутствует понятие
"домовладение", при этом в ст. 135 Гражданского кодекса Российской
Федерации дается определение "главной вещи и принадлежности".
В соответствии с Инструкцией о проведении
учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, домовладением
признается жилой дом и обслуживающие его строения и сооружения, находящиеся на
обособленном земельном участке.
Таким образом, в соответствии с
вышеуказанным постановлением земельный участок предоставлен для размещения и
эксплуатации жилого дома, иные постройки являются принадлежностями и следуют
судьбе главной вещи (жилого дома).
Государственная регистрация права
собственности на земельный участок была осуществлена на основании сведений,
содержащихся в правоустанавливающем документе (постановлении от 21.08.2008).
Зарегистрированное право на недвижимое
имущество в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о
регистрации может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о
регистрации в случаях, если существуют основания полагать, что исправление
технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы
правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие
регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда,
арбитражного суда.
Таким образом, в случае несогласия с
записью регистрации в части объекта права Вы вправе обратиться в суд с
соответствующими требованиями.
2. По вопросу о необходимости
представления информации о правах на приобретаемый земельный участок.
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России подтверждает позицию по указанному вопросу, изложенную
ранее в Письме от 30.12.2008 N Д23-1461.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного
кодекса Российской Федерации в целях приобретения прав на земельный участок
заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган государственной власти
или орган местного самоуправления с заявлением и приложением документов,
Перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N
370.
В числе прилагаемых к заявлению
документов п. 5 указанного Приказа предусматривается выписка из ЕГРП о правах
на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих
права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия
у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на
приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в
предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в
связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок,
зарегистрированного в ЕГРП.
Таким образом, выданная в установленном
порядке Росрегистрацией выписка из ЕГРП о правах на
земельный участок либо мотивированный отказ в предоставлении соответствующей
информации требуется в случае отсутствия у собственника здания, строения,
сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
27.02.2009