Вопрос: О
неправомерности включения заказчиком в конкурсную документацию требований к
участнику размещения госзаказа, на основании которых принимается решение о
допуске к торгам: о наличии опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся
предметом конкурса, репутации, производственных мощностей и т.д.; о праве
заказчика производить оценку заявок на участие в конкурсе по такому критерию,
как качество и (или) квалификация.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2009 г. N Д05-1330
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение по вопросу разъяснений,
связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое
мнение.
Пункт 2.1 ч. 2 ст.
22 Закона запрещает включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме
требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг,
требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара)
требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации
участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа
опыта работы), а также требования к его деловой
репутации, требования о наличии у участника размещения
заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых,
финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка
которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг,
являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность
установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена
настоящим Федеральным законом.
Таким образом, включение заказчиком в
конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа, на основании
которых принимается решение о допуске к торгам: наличие опыта по выполнению
работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, репутации,
производственных мощностей и т.д. - будет являться нарушением Закона.
Согласно ст. 28 Закона конкурсная
комиссия в целях выявления лучших условий исполнения государственного или
муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые
установлены конкурсной документацией, осуществляет оценку и сопоставление
заявок на участие в конкурсе.
Одним из критериев оценки заявок на
участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг (помимо цены) является
качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса. Данный критерий может быть применен заказчиком как совместный
критерий (т.е. "качество и квалификация"), а также раздельно:
критерий "качество" либо критерий "квалификация" (или
"качество", или "квалификация").
Значимость критерия
"качество работ, услуг и (или) квалификация" определена ч. 6 ст. 28
Закона, которая при проведении конкурса на выполнение работ, оказание услуг не
может составлять более 20%, а в случае проведения конкурса на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на
выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных
предметов и музейных коллекций,
включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного
фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав
библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, услуг по обслуживанию
официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной
организации для осуществления функций по размещению заказа - 45%.
Таким образом, при размещении заказа на
выполнение работ, оказания услуг заказчик может производить оценку заявки по
такому критерию как "качество и квалификация" или отдельно
"качество" и отдельно "квалификация".
К критерию "квалификация" могут
относиться такие показатели, как: опыт участника конкурса по выполнению работ,
оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, опыт персонала, репутация
и т.п.
В соответствии с пп.
"г" п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие квалификацию
участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ,
оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки
заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Согласно ч. 4 ст. 25 Закона требовать от
участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3
ст. 25 Закона документов и сведений, не допускается.
Таким образом, заказчик вправе указать
перечень сведений и документов, которыми участник размещения заказа может
подтвердить "квалификацию участника конкурса" по предмету конкурса
(далее - перечень). Такими документами могут быть копии дипломов,
подтверждающих квалификацию персонала, отзывы на выполненные, оказанные
аналогичные работы, услуги и т.п. Участник размещения заказа по своему
усмотрению может также представить другие сведения и документы, не включенные в
перечень. Представленные сведения и документы участником размещения заказа
учитываются при оценке заявки на участие в конкурсе по критерию
"квалификация участника конкурса".
При этом необходимо отметить, что
непредставление участником размещения заказа документов, подтверждающих
"квалификацию участника конкурса", не может быть основанием отказа в
допуске конкурсной комиссии при рассмотрении заявок на участие в конкурсе
такому участнику размещения заказа (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона).
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
18.03.2009