Вопрос: Об основаниях
для отказа в утверждении арбитражным судом временного управляющего в деле о
банкротстве в случае отсутствия у кандидатуры арбитражного управляющего
допуска к государственной тайне установленной формы, соответствующей степени
секретности обращающихся в организации сведений, если наличие такого допуска
является обязательным условием утверждения арбитражного управляющего.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2009 г. N Д06-855
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о
применении отдельных положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)" и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, в том числе в сфере несостоятельности (банкротства) и
финансового оздоровления организаций.
В компетенцию Минэкономразвития России не
входит разъяснение законодательства Российской Федерации.
В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.
По вопросу о допустимости представления
саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд
кандидатур арбитражных управляющих, не имеющих допуска к государственной тайне,
для утверждения арбитражным судом в деле о банкротстве предприятия, где
исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям,
составляющим государственную тайну, Департамент сообщает.
Статьей 20.2
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено требование к
арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве, а
именно, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к
сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен
иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска,
необходимой для исполнения полномочий
руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности
сведений, обращающихся на предприятии должника.
В целях
единообразного понимания имеющихся в Законе о банкротстве терминов Департамент
отмечает, что ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О
государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) определено,
что допуском к государственной тайне является процедура оформления права
граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а
предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием
таких сведений.
При этом доступом к сведениям,
составляющим государственную тайну, является санкционированное полномочным
должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими
государственную тайну.
Несмотря на то
что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя
должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять
свои полномочия с ограничениями, установленными п. п. 2 и 3 ст. 64 Закона о
банкротстве, на временного управляющего в соответствии со ст. 67 Закона о
банкротстве возлагаются обязанности, в том числе по проведению анализа
финансового состояния должника, по обеспечению сохранности имущества должника,
и исполнение данных обязанностей может быть сопряжено с доступом к секретным
сведениям, обращающимся на предприятии.
В этой связи
следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона о банкротстве должник
и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности в течение двух дней и семи дней с даты получения
определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника
банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую
организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и
степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо
об отсутствии такого допуска или таких сведений.
В случае если в
предоставленной должником и территориальным органом федерального органа
исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации будет
указано, что сведения, которые обращаются на предприятии, являются секретными,
а также сведения о форме допуска к государственной тайне руководителя должника,
то в соответствии со ст. 45 Закона о банкротстве саморегулируемая организация
не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего
допуска к государственной тайне установленной
формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения
арбитражным судом арбитражного управляющего.
В связи с
вышеизложенным, по мнению Департамента, отсутствие у кандидатуры арбитражного
управляющего допуска к государственной тайне установленной формы,
соответствующей степени секретности обращающихся на предприятии сведений,
является в соответствии с п. 2 ст. 20.2 Закона о банкротстве основанием для
отказа в утверждении арбитражным судом временного управляющего в деле о
банкротстве.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
31.03.2009