Вопрос: О порядке участия органов
местного самоуправления в согласовании местоположения границ земельных
участков; о порядке включения в состав приложения к межевому плану утвержденных
органами местного самоуправления схем расположения земельных участков на
кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; о порядке
оформления решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового
учета.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2009 г. N Д23-888
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение общества с ограниченной
ответственностью по вопросам согласования местоположения границ земельных
участков и оформления документов, необходимых для государственного кадастрового
учета земельных участков, и сообщает.
1. По вопросу участия органов местного
самоуправления при согласовании местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч.
1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ
земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке
обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения
кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов
для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений
одного из вышеуказанных земельных участков в связи
с уточнением местоположения его границы.
В связи с чем
согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях,
когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ:
- земельного участка, являющегося
объектом кадастровых работ;
- земельных участков, смежных с земельным
участком, являющимся объектом кадастровых работ.
Обращаем внимание на то, что указанные
обстоятельства могут быть следствием выполнения кадастровых работ:
- по уточнению местоположения границ
земельных участков;
- по образованию земельных участков.
Таким образом, в
порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано
местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в
государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном
кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные
участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного
описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено
местоположение границ таких земельных
участков.
Учитывая
вышеизложенное и принимая во внимание ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре и ст. 3.1
Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации", согласование местоположения
границ земельных участков с органом местного самоуправления осуществляется при условии,
что такие земельные участки находятся в муниципальной собственности или в
государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое
владение, а также гражданам или юридическим лицам в постоянное (бессрочное)
пользование (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий,
органов местного самоуправления) либо в аренду на срок более чем пять лет.
В случаях образования земельных участков
из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при
отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в
государственном кадастре недвижимости земельных участков согласование
местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не
проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в
межевой план не включается.
В данном случае образование земельных
участков осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской
Федерации, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и
утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного
участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, в указанном случае
местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом
местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом
плане или кадастровой карте соответствующей территории.
2. По вопросу включения в состав
приложения к межевому плану утвержденных органами местного самоуправления схем
расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах
соответствующих территорий.
Пунктом 23
Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития
России от 24.11.2008 N 412, установлено, что утвержденные органами местного
самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или
кадастровых картах соответствующих территорий используются для подготовки
межевого плана и, соответственно, включаются в приложение к межевому плану в
случаях, предусмотренных федеральными законами. Подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения
земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей
территории предусмотрены только при образовании земельных участков в связи с
предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в порядке, установленном ст. ст. 30, 34, 36
Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, требования органа
кадастрового учета о включении в состав межевого плана указанных схем в иных
случаях необоснованны.
3. По вопросу об оформлении решений об
отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (далее - решение об
отказе).
Требования к оформлению решения об отказе
установлены ст. 27 Закона о кадастре и п. 36 Порядка ведения государственного
кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N
35.
В соответствии с
указанными требованиями в решении об отказе должна быть кратко изложена цель
обращения в орган кадастрового учета с указанием регистрационного номера
соответствующего заявления или регистрационного номера документов, поступивших
в порядке информационного взаимодействия, а также должны быть указаны причины
отказа с обязательной ссылкой на положения ст. 27 Закона о кадастре,
послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если решение об отказе принято по причине
несоответствия заявления или необходимых для кадастрового учета документов по
форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о
кадастре), то в указанном решении должны быть приведены рекомендации по
доработке данных документов.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.АНДРОПОВ
03.04.2009