Вопрос: О
включении затрат по обеспечению исполнения государственного контракта в состав
затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по
государственному оборонному заказу, при формировании цены контракта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2008 г. N Д05-1413
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение ФГУП о разъяснении вопроса
правомерности включения затрат по обеспечению исполнения государственного
контракта в состав затрат на производство продукции оборонного назначения,
поставляемой по государственному оборонному заказу, при формировании цены
контракта и в рамках своей компетенции сообщает свое мнение.
Размещение заказов
на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд
в рамках оборонного заказа осуществляется в соответствии с положениями
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон) с учетом особенностей, установленных
Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном
заказе".
В случае если
размещение заказа осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, в
составе конкурсной документации (п. 5 ч. 4 ст. 22 Закона) или документации об
аукционе (ч. 4 ст. 34 Закона) должна содержаться информация о порядке
формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на
перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных
платежей). Цену государственного контракта участник
размещения заказа указывает в заявке на участие в конкурсе, а при проведении аукциона - называет ее публично непосредственно на
аукционе. При этом имеется в виду общая цена государственного контракта.
Вместе с тем в
соответствии с ч. 4 ст. 22 и ч. 4 ст. 34 Закона конкурсная документация и
документация об аукционе должны содержать сведения о сроках (периодах) поставки
товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о форме, сроках и порядке
оплаты товаров (работ, услуг), что позволяет государственному заказчику
установить периоды (этапы) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Из вышеприведенного следует, что государственный заказчик, в
соответствии с Законом, имеет право установить определенные периоды (этапы)
поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), условия исполнения
отдельных этапов, а также порядок оплаты по ним. В связи с
этим Департамент государственного регулирования в экономике считает, что, в
случае если государственным заказчиком установлены периоды (этапы) поставки
товаров (выполнения работ, оказания услуг), он вправе установить требование о
предоставлении участником размещения заказа сведений об условиях исполнения
контракта в разрезе установленных периодов (этапов) поставки товаров
(выполнения работ, оказания услуг), в частности о характеристиках и стоимости
каждого этапа.
В случае
расторжения государственного контракта, заключенного по итогам конкурса или
аукциона, сведения о стоимости отдельных этапов и перечне товаров (видов работ,
услуг) необходимы для осуществления взаиморасчетов и определения стоимости
поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), так как в
соответствии с ч. 8.1 ст. 9 Закона государственный заказчик вправе заключить
государственный контракт с участником конкурса или аукциона, заявке которого
присвоен второй номер, и при этом
цена такого контракта должна устанавливаться с учетом расходов на уже
поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Требование о предоставлении участником
размещения заказа более подробных сведений о составе затрат на производство
продукции Законом не предусмотрено и проверяться заказчиком при проведении
конкурса или аукциона не может. Решение о том, какие расходы включаются в цену
контракта, предлагаемую участником размещения заказа в заявке на участие в
конкурсе или заявляемую им при участии в аукционе, принимается поставщиком
(исполнителем, подрядчиком) самостоятельно.
Соответственно, участник размещения
заказа вправе включить затраты по обеспечению исполнения государственного
контракта в цену контракта, предлагаемую им в заявке на участие в конкурсе.
При заключении
государственного контракта в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 55 Закона, в
соответствии с которым заказчик вправе разместить заказ у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляется размещение
заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют
российских аналогов и производство которых осуществляется единственным
производителем, у поставщика таких вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники.
Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной
техники, порядок формирования цены на такие вооружение и военную технику
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт
на поставку таких российских вооружения и военной
техники заключается по цене, определяемой указанным порядком ее формирования.
Правила формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не
имеют российских аналогов и производство которых
осуществляется единственным производителем, утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 N 29.
Вместе с тем в
соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ
определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного
заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в
соответствии с Правилами определения начальной цены государственного контракта
при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а
также цены государственного контракта в случае размещения государственного
оборонного заказа у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика), утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 656. В соответствии с пп. "в" п. 3
указанных Правил в отношении выполнения работ (услуг), которые могут
осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их
полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями и
государственными унитарными предприятиями, а также поставки товаров (работ,
услуг) учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, определяемых Правительством
Российской Федерации, определение государственным заказчиком цены
государственного контракта в случае размещения государственного
оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
осуществляется на основе запрошенных государственным заказчиком у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика) данных о составе затрат на производство
указанных товаров (работ, услуг) и о ценах на товары (работы, услуги),
поставленные в предыдущем году по государственным контрактам.
Порядок определения затрат на
производство продукции (товаров, работ, услуг) оборонного назначения утвержден
Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200, в
связи с чем за разъяснениями вопроса о возможности включения затрат по
обеспечению исполнения государственного контракта в статью калькуляции
"Прочие производственные затраты" необходимо обратиться в Минпромэнерго России.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
18.03.2008