Вопрос: О внесении
изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 N 117-ФЗ с целью создания органа,
уполномоченного осуществлять надзор и регулирование деятельности
кредитно-потребительских кооперативов граждан; об отсутствии оснований для
применения положений п. 2 ст. 89 ГПК РФ и пп. 10 п. 1
ст. 333.19 НК РФ при оплате государственной пошлины за повторную выдачу
судебных актов; об обязанности государства по финансированию
капитального ремонта жилых помещений, приватизированных до 1 января 2005 г.; об
отсутствии оснований для признания нарушающей конституционные права граждан
нормы, ограничивающей право граждан на приватизацию жилых помещений в срок до 1
марта 2010 г.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2009 г. N Д06-911
Минэкономразвития России рассмотрело
обращение по вопросам налогообложения, кредитной кооперации, жилищной политики
и в части своей компетенции сообщает.
По существу предложений, изложенных в
обращении, полагаем необходимым отметить следующее.
По вопросу о
внесении изменений в закон о кредитных потребительских кооперативах граждан с
целью создания органа, уполномоченного
осуществлять надзор и регулирование деятельности кредитно-потребительских
кооперативов граждан, сообщаем.
Согласно ст. 27 Федерального закона
"О кредитных потребительских кооперативах граждан" государственное
регулирование деятельности кредитных кооперативов и их союзов осуществляется
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, однако до настоящего
времени такой уполномоченный орган не определен, в связи
с чем проблема, изложенная в обращении, представляется актуальной и требующей
разрешения.
Данный вопрос решается в рамках
подготовки проекта федерального закона N 70443-3 "О кредитной
кооперации" ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации.
По вопросу об исключении из п. 2 ст. 89
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)
положения об оплате госпошлины за повторную выдачу судебных актов сообщаем.
Пункт 2 ст. 89 ГПК РФ признан утратившим
силу Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации".
После принятия вышеназванного
Федерального закона плата за предоставление повторного судебного акта
регулируется пп. 10 п. 1 ст. 333.19 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N 274-О
пп. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ утратил силу и не может
применяться судами, другими органами и должностными лицами.
По вопросу законодательного закрепления
обязанности государства по финансированию капитального ремонта жилых помещений,
приватизированных до 1 января 2005 г., сообщаем. Согласно ст.
16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 "О приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации" при приватизации гражданами жилых помещений
в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем
сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с
нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Путем системного
толкования при разъяснении положений ст. 16 названного Закона совместно со ст.
158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса
Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре
законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 года (утв.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007) указал, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту как
жилых помещений, так и общего имущества
в многоквартирном доме до момента их исполнения, если на момент приватизации
дом требовал капитального ремонта.
Следовательно, в случае если при
приватизации хотя бы одной жилой квартиры многоквартирный дом нуждался в
капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан
произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В
соответствии с гражданским законодательством, в случае если обязательство не
исполняется должником в добровольном порядке, кредитор вправе обратиться за
понуждением к исполнению обязательства в суд.
В соответствии с п.
4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 22.07.2008)
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения
средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда
и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое
финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает
решение о распределении
полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое
финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между
многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по
проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми
осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными,
жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными
потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными
собственниками помещений в многоквартирных домах.
По вопросу об отмене нормы,
ограничивающей право граждан на приватизацию жилых помещений в срок до 1 марта
2010 г., как нарушающей конституционные права граждан и противоречащей ст. 1
Жилищного кодекса Российской Федерации, сообщаем.
Статья 1 Жилищного кодекса Российской
Федерации устанавливает право граждан на свободу выбора жилых помещений для
проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях,
предусмотренных законодательством, и свободу беспрепятственного осуществления
вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. Таким
образом, установление срока для проведения приватизации (до 1 марта 2010 г.) не
нарушает права граждан на осуществление и распоряжение правом на приватизацию,
а только лишь устанавливает срок для его реализации.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
06.04.2009