Вопрос: О мерах государственной
финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том
числе о рефинансировании портфелей кредитов субъектам малого и среднего
предпринимательства, сформированных российскими кредитными организациями, за
счет средств, выделяемых РФ Внешэкономбанку, а также об отсутствии оснований
для отнесения приобретения прав (требований) к должнику к одной из форм
бюджетных ассигнований.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2009 г. N Д05-1883
Департамент государственного
регулирования в экономике совместно с Департаментом корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, на
министерство возложены полномочия по реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской
деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
С 2005 г. Минэкономразвития России
реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого
предпринимательства. Средства федерального бюджета, предусмотренные на
государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются
министерством на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в
виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания
государственной поддержки малому предпринимательству субъектами Российской
Федерации, в том числе на:
а) создание и развитие инфраструктуры
поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов малого
предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные
для экспорта;
в) развитие системы кредитования
субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры
поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
д) реализацию иных мероприятий субъектов
Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Государственная финансовая поддержка
малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "Об условиях и
порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на
государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).
Федеральный бюджет на 2009 г. и плановый
период 2010 и 2011 гг., утвержденный Федеральным законом от 24.11.2008 N
204-ФЗ, предусматривает на эти цели ассигнования в размере 10,5 млрд руб.
Оказание прямой финансовой поддержки
субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции
субъекта Российской Федерации, т.е. Департамента инвестиционной политики и
государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (ул.
Республики, 24, г. Тюмень, 625003, тел. (3452) 29-63-17).
Председателем Правительства Российской
Федерации В.В. Путиным утвержден План действий, направленных на оздоровление
ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, от 06.12.2008 N
4863п-П13 (далее - План). Во исполнение п. 53 Плана действий
о рефинансировании портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса,
сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств,
выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку, Наблюдательный совет
Внешэкономбанка утвердил Порядок осуществления государственной корпорацией
"Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок)
(Протокол N 2 от 05.02.2009).
Согласно Порядку рефинансирование
портфелей кредитов МСП, сформированных российскими банками (далее -
банк-партнер), Внешэкономбанк осуществляет через ОАО "РосБР"
посредством предоставления банкам-партнерам кредитов под залог прав требования
по кредитным договорам, заключенным банками-партнерами с субъектами МСП в целях
сохранения кредитных рисков на банке-партнере.
Предоставление финансовой поддержки
банкам-партнерам будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с
лимитами, рассчитанными для каждого субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Порядком предусмотрено
предоставление кредитов организациям финансовой инфраструктуры поддержки МСП (микрофинансовым организациям, кредитным кооперативам, факторинговым и лизинговым компаниям, региональным
венчурным фондам).
Отношения по переходу прав кредитора к
другому лицу регулируются параграфом 1 гл. 24 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ). В отношениях, связанных с использованием средств
бюджета муниципального образования, компетенция соответствующих органов
представительной и исполнительной власти определена в
том числе нормами бюджетного законодательства. Статья 69 Бюджетного кодекса
Российской Федерации не предусматривает такой формы ассигнований, как
приобретение права (требования) к должнику.
Правоотношения по финансированию под
уступку денежного требования (факторингу) регулируются гл. 43 ГК РФ. В соответствии со ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под
уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или
обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного
требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из
предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг
третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это
денежное требование.
В соответствии со ст. 825 ГК РФ в
качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного
требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие
коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление
деятельности такого вида.
Одновременно
отмечаем, что Федеральным законом "О внесении изменений в статью 825 части
второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу
статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации", одобренным Советом Федерации
Российской Федерации 1 апреля 2009 г., предусмотрено, что в качестве
финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования
могут заключать коммерческие организации.
В этой связи рекомендуем обратиться в
банки, иные кредитные организации и организации, осуществляющие факторинговую деятельность, для рассмотрения вопроса
кредитования и финансирования под уступку денежного требования.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
15.04.2009