Вопрос: О разработке и утверждении
градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских
поселений при предоставлении земельных участков для строительства жилых
многоквартирных домов путем предварительного согласования места размещения
объекта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2009 г. N Д23-1123
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении
градостроительного, земельного законодательства и сообщает.
Исходя из обращения
возникли затруднения с уяснением содержания норм ст. ст. 56 - 61
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ и
требуются разъяснения о том, является ли разработка и утверждение
градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских
поселений (проекта планировки частей территории городских и сельских поселений,
проекта межевания территорий, проекта застройки кварталов, микрорайонов и
других элементов планировочной структуры городских
и сельских поселений) обязательным условием при предоставлении земельных
участков для строительства жилых многоквартирных домов путем предварительного
согласования места размещения объекта.
Следует отметить, что Градостроительный
кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ признан утратившим силу в
связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004
N 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс 2004 г.), за исключением ст. 29 в
части положений, относящихся к государственной экспертизе проектной
документации. Градостроительный кодекс 2004 г. не содержит понятия
"градостроительная документация о застройке территорий городских и
сельских поселений". Вместе с тем Градостроительным кодексом 2004 г.
предусмотрена гл. 5 "Планировка территорий", регламентирующая
разработку и утверждение документации по планировке территорий. Согласно ч. 5
ст. 41 Градостроительного кодекса 2004 г. при подготовке документации по
планировке территории может осуществляться разработка:
- проектов планировки территории,
- проектов межевания территории,
- градостроительных планов земельных
участков.
Порядок предоставления земельного участка
для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта
предусмотрен п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
Земельный кодекс) и осуществляется следующим образом:
1) выбор земельного участка и принятие в
порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса, решения о предварительном
согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного
участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового
учета;
3) принятие решения о предоставлении
земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными
ст. 32 Земельного кодекса.
Таким образом, наличие документации по
планировке территории, предусмотренной гл. 5 Градостроительного кодекса 2004
г., не является обязательным условием для предоставления земельного участка для
строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Вместе с тем
земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства,
которое включает в себя подготовку документации по планировке территории,
выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов
инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в
соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без
предварительного согласования места размещения объекта (п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса). Предоставление в аренду
земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного
строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2
Земельного кодекса (п. 2 ст. 30.2 Земельного кодекса).
Обращаем внимание на то, что согласно
Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П
официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение
или толкование положений федерального закона может быть только актом
законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке,
установленном для федеральных законов. Письма Минэкономразвития России не
являются нормативно-правовыми актами и не содержат норм права, а потому не
порождают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
24.04.2009