Вопрос: Об обеспечении исполнения
государственного или муниципального контракта в форме страхования
ответственности по контракту.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 мая 2009 г. N 6955-АП/Д05
Минэкономразвития России рассмотрело
обращение по вопросу обеспечения исполнения контракта в форме страхования
ответственности по контракту и сообщает.
Вопросы установления обеспечения
исполнения контрактов регламентируются п. 15.2 ч. 4 ст. 22 (для конкурсов) и п.
9 ч. 4 ст. 34 (для аукционов) Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Согласно указанным нормам Закона N 94-ФЗ
обеспечение исполнения контракта может предоставляться в форме безотзывной
банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи
заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Способ обеспечения исполнения контракта из вышеперечисленных способов
самостоятельно определяется участником торгов, с которым заключается контракт.
В случае если в
документации о торгах было установлено требование обеспечения исполнения
контракта, контракт заключается только после предоставления участником торгов,
с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования
ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в
том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения
контракта, указанном в документации о торгах.
Таким образом, если участником торгов, с
которым заключается контракт, в установленные Законом N 94-ФЗ сроки
предоставлено обеспечение исполнения контракта в любой из предусмотренных
Законом N 94-ФЗ форм, заказчик не вправе отказать в принятии такого
обеспечения.
Наличие страхования ответственности по
государственному или муниципальному контракту, наряду с иными предусмотренными
Законом N 94-ФЗ способами обеспечения исполнения контракта, призвано
обеспечивать защиту интересов заказчиков от действий недобросовестных
поставщиков по государственным и муниципальным контрактам, сократить риски,
связанные с утратой предоставленного авансового платежа и неисполнением
контрактов.
Однако в связи с тем
что в Законе N 94-ФЗ отсутствуют указания на условия (форма договора
страхования, его существенные условия, порядок определения страхового случая и
срок действия договора страхования, объем страхового покрытия, перечень
документов, подтверждающих наступление страхового случая, и т.п.), которым
должно соответствовать страхование ответственности по контрактам, в отдельных
случаях заказчики испытывают сложности с получением возмещения от страховых
организаций, осуществляющих страхование ответственности
по государственным и муниципальным контрактам.
В целях совершенствования
механизма обеспечения исполнения контрактов в форме страхования
ответственности Минэкономразвития России разработало законопроект, в
соответствии с которым предлагаются изменения в Закон N 94-ФЗ в части
установления типовых правил страхования ответственности, которым должно
соответствовать обеспечение исполнения контрактов, предоставляемое в форме
страхования ответственности. Согласно законопроекту правила страхования ответственности
по государственным и муниципальным контрактам разрабатываются объединением
страховщиков и утверждаются Минфином России по согласованию с Минэкономразвития
России.
В настоящее время указанный законопроект
проходит согласование с Минфином России.
А.В.ПОПОВА
04.05.2009