Вопрос: О порядке заключения договора
аренды государственного или муниципального имущества с некоммерческими
образовательными учреждениями, которые являются субъектами малого или среднего
предпринимательства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2009 г. N Д05-2490
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России рассмотрел обращение по вопросу аренды
нежилых помещений для некоммерческих образовательных учреждений и сообщает.
В соответствии с ч.
3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного
пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или)
пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое
закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за
государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными
или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть
осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право
заключения таких договоров, за некоторым исключением.
В частности, исключение составляет
предоставление указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать
календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на
совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести
последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов
запрещается).
Кроме того,
согласно ч. 4 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции" до 1
июля 2010 г. разрешается заключение на новый срок без проведения торгов
договоров аренды, указанных в ч. 3 ст. 17.1 и заключенных до 1 июля 2008 г. с
субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов
малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего
предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых
(кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных
в настоящей части договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010
г.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального
закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации" поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и
среднего предпринимательства:
являющихся кредитными организациями,
страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов),
инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами,
профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
являющихся участниками соглашений о
разделе продукции;
осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
являющихся в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном
контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 17.1 Федерального
закона "О защите конкуренции" Порядок проведения конкурсов или аукционов
на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 указанной статьи, и
перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме
конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До установления
порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров,
указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите
конкуренции", конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в
порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных
соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в
порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального
имущества" (ч. 3 ст. 53 Федерального закона "О защите конкуренции").
Одновременно информируем, что в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004
N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию
нормативных правовых актов и контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства.
В частности,
указанная Федеральная служба рассматривает жалобы на действия (бездействие)
заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной,
аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд и приостанавливает размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу в
случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о
размещении заказов.
Учитывая изложенное, в случае если НОУ
является субъектом малого или среднего предпринимательства, заключение договора
аренды в вышеуказанном порядке возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 г.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
Н.Н.АНТИПИНА
20.05.2009