Вопрос: О неправомерности применения
оценщиком одного из подходов к оценке, за исключением случаев обоснования
отказа от их использования при проведении оценки товаров (работ, услуг) в
соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2009 г. N Д06-1496
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о
применении положений ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ) и законодательства в области оценочной деятельности и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не
уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением
нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. Таким
образом, Департамент вправе высказать исключительно мнение по изложенным в
обращении вопросам.
В соответствии со
ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) итоговая
величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете,
составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об
оценке, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с
объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно п. 4 Федерального стандарта
оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (далее - ФСО N 2),
результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для
совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе для целей
налогообложения.
С учетом позиции Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России (Письмо от 01.08.2008 N
03-02-07/1-329) отчет об оценке, составленный независимым оценщиком в
соответствии с регулирующими оценочную деятельности
нормативными актами, может являться официальным источником информации при
проведении анализа соответствия фактических цен товаров (работ, услуг)
рыночному уровню цен для целей налогообложения.
В соответствии с п.
20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и
требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1), оценщик при
проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный
подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Указание в задании на оценку предполагаемого использования
результатов оценки для анализа соответствия фактических цен товаров (работ,
услуг) рыночному уровню цен для целей налогообложения основанием для отказа от
использования подходов к оценке стоимости объекта оценки не является.
Таким образом, по мнению Департамента
корпоративного управления Минэкономразвития России, при проведении оценки
товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством об оценочной
деятельности оценщик не вправе ограничиться применением одного из подходов к
оценке, за исключением случаев обоснования отказа от их использования.
Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
01.06.2009