Вопрос: О мерах, направленных на
урегулирование долгов граждан по потребительским и ипотечным кредитам, а также
на обеспечение стабильности банковской системы РФ в условиях финансового
кризиса.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2009 г. N Д06-1707
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел предложения о финансовой поддержке граждан
в условиях финансового кризиса и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим
выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в
отнесенных к его ведению сферах деятельности.
Минэкономразвития России не уполномочено
осуществлять разъяснение и толкование нормативных правовых актов, за исключением
актов, утвержденных Минэкономразвития России.
В связи с этим Департамент вправе лишь
высказать позицию по предложениям, изложенным в обращении, не обязательную для правоприменения.
Банковская деятельность регулируется
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1
"О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от
10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В соответствии с действующим
законодательством порядок и условия предоставления кредита регулируются
договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк обязуется
предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях,
предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную
сумму и уплатить проценты на нее.
Коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления кредитов,
учитывая риски невозврата кредитов заемщиками.
Необходимо также отметить, что банки
разрабатывают и утверждают соответствующие внутренние документы, включающие
правила кредитования клиентов банка.
Таким образом, вопросы о реструктуризации
кредита, условиях предоставления кредита, а также возможности продления срока
по исполнению кредитных обязательств должны решаться между банком и клиентом в
рамках банковского законодательства.
По вопросу о создании государственного
ссудного (залогового) банка в целях финансовой поддержки граждан.
Для решения указанного вопроса необходимо
предоставление финансово-экономического обоснования, включающего в себя
соответствующие расчеты.
Сообщаем о готовности рассмотреть
предложения по указанному вопросу при их поступлении в установленном порядке.
Одновременно при решении указанного
вопроса необходимо отметить, что в настоящее время государством принимаются
меры для сохранения стабильности банковской системы, а также обеспечения
предоставления достаточного объема средств в целях
кредитования и поддержки реального сектора экономики.
В соответствии с Федеральным законом от
13.10.2008 N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой
системы Российской Федерации" российским кредитным организациям в целях
увеличения ликвидности предоставлены субординированные кредиты на общую сумму
950 млрд руб.
Так, в настоящее время предоставлены
субординированные кредиты по ставке 8 процентов годовых на срок до 31 декабря
2019 г. включительно Сбербанку России (500 млрд руб.),
Банку ВТБ (200 млрд руб.), Россельхозбанку (25 млрд
руб.). Также субординированные кредиты выданы Альфа-банку
(10,2 млрд руб.), Номос-банку (4,9 млрд руб.),
Ханты-Мансийскому банку (2 млрд руб.), Газпромбанку (15 млрд руб.).
Кроме того, в
соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 317-ФЗ "О внесении
изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон) Банку России
предоставлено право выдавать кредиты без обеспечения на срок не более одного
года кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.
В целях усиления контроля
за использованием банками полученных средств государственной поддержки
Законом предусмотрено назначение в банки, получившие государственную поддержку,
уполномоченных представителей, а также обязанность кредитных организаций
предоставлять уполномоченному представителю по его запросу информацию и
документы, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам кредитования.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с Планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и
отдельных отраслях экономики, в частности, предусматривается определение
рекомендаций коммерческим банкам (в том числе банкам с государственным
участием), использующим различные формы государственной поддержки, по изменению
внутренних документов в части объемов кредитования приоритетных секторов
экономики.
Дополнительно
отмечаем, что в настоящее время Минэкономразвития России разрабатываются
проекты федеральных законов "О реабилитационных процедурах, применяемых в
отношении гражданина-должника" и "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О
реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника"
(далее - законопроекты), предусматривающие введение в действие положений о
несостоятельности (банкротстве) граждан, не являющихся индивидуальными
предпринимателями.
Основными целями законопроектов являются
создание механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также
освобождение гражданина от долгов по результатам завершения процедур,
применяемых в деле о банкротстве.
Кроме того, в
соответствии с предлагаемыми изменениями в ходе дела о банкротстве по
инициативе гражданина-должника может быть введена процедура реструктуризации
долгов на срок до пяти лет, направленная на урегулирование задолженности
гражданина, предусматривающая погашение требований конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, в
соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом.
Необходимо
отметить, что в соответствии с законопроектами в течение процедуры
реструктуризации долгов обращение взыскания на заложенное имущество не
допускается, если предметом залога (ипотеки) является жилое помещение (его
часть), если для должника и членов его семьи, совместно проживающих в
принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного
проживания помещением, если иное не предусмотрено планом реструктуризации
долгов.
Указанные меры направлены на
урегулирование долгов граждан по потребительским и ипотечным кредитам, а также
обеспечение стабильности банковской системы Российской Федерации, что создает
дополнительные возможности для кредитования российских предприятий и населения.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
17.06.2009