Вопрос: О порядке допуска товаров
иностранного производства при размещении государственного заказа на
приобретение продовольственных товаров (в том числе сахара, чая, кофе
натурального растворимого) в рамках государственного оборонного заказа.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2009 г. N Д05-3048
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение о
порядке допуска товаров иностранного производства при размещении
государственного заказа на приобретение продовольственных товаров (в том числе
сахара, чая, кофе натурального растворимого) в рамках государственного
оборонного заказа и сообщает свое мнение.
В соответствии с ч.
4 ст. 3 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном
оборонном заказе" (далее - Закон N 213-ФЗ) размещение оборонного заказа
осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N
94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N
94-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Законом N 213-ФЗ.
Запрета на допуск к государственным
закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, Федеральный закон N
213-ФЗ не устанавливает.
Соответственно, при размещении заказов на
поставку продовольствия следует руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Закона N 94-ФЗ
участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от
организационной формы, формы собственности, места нахождения и места
происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный
предприниматель.
В то же время
согласно п. 2 ч. 3 ст. 13 Закона N 94-ФЗ федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения
заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия
допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы
иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными
лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд в случае, если
при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных или муниципальных нужд товары российского происхождения,
работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по
отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам,
услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Во исполнение
указанного положения Закона N 94-ФЗ утвержден Приказ Минэкономразвития России
от 05.12.2008 N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из
иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для
государственных или муниципальных нужд" (далее - Приказ), определяющий
порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров
для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или
аукциона участникам размещения заказа.
8 апреля 2009 г. принят Приказ
Минэкономразвития России N 123 "О внесении изменений в Приказ Министерства
экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 427"
(зарегистрирован в Минюсте России 28.04.2009 N 13866).
Таким образом, в случае поставки
продовольствия, входящего в перечень, установленный приказом, государственный
заказчик обязан предоставить преимущества поставщикам товаров российского
происхождения.
В то же время в
соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона N 94-ФЗ Правительством Российской Федерации
могут устанавливаться запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из
иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг,
выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и
безопасности государства.
Согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 369 "Об
установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из
иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг,
выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и
безопасности государства" приобретение товаров, происходящих из
иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны
страны и безопасности государства не допускается, за исключением случаев, когда
производство соответствующих товаров, выполнение работ, оказание услуг в
Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям
государственных заказчиков.
Принимая во внимание, что разработчиком
Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 369 является
Минобороны России, за разъяснением вопроса о возможности допуска к участию в
торгах организаций, предлагающих к поставке продовольственную продукцию,
происходящую из иностранных государств, в рамках указанного Постановления
Правительства Российской Федерации необходимо обратиться в Минобороны России.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
18.06.2009