Вопрос: О применении ККТ и законопроекте,
предусматривающем освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих ЕНВД, от обязанности по применению ККТ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2009 г. N Д05-3092
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение по
вопросу применения контрольно-кассовой техники и сообщает.
Федеральный закон
от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон), устанавливая обязательное использование
контрольно-кассовой техники, оснащенной фискальной памятью, при осуществлении
организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт, преследует конституционно
значимые цели и направлен на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на
охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов
государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона
контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется
на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом обязанность применять
контрольно-кассовую технику не носит абсолютный характер, поскольку п. 2 ст. 2
Закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 18
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей" отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо
иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является
основанием для отказа в удовлетворении его требований.
В соответствии со ст. 346.29 Налогового
кодекса Российской Федерации налоговая база по ЕНВД исчисляется исходя из
базовой доходности и физического показателя по определенному виду деятельности.
При этом учет фактического размера выручки не требуется, а обязанность по
применению контрольно-кассовой техники приводит к дополнительным издержкам.
С целью снижения
затрат субъектов малого бизнеса Комиссией Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности поддержан принятый в первом чтении проект
федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2
Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации в первом чтении 18 октября 2007 г.), положения которого предполагают освободить организации и
индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход
для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой
техники.
22 апреля 2009 г. на пленарном заседании
Форума по малому и среднему предпринимательству Председатель Правительства
Российской Федерации В.В. Путин дал поручение об освобождении предпринимателей,
уплачивающих единый налог на вмененный доход, от необходимости использования
контрольно-кассовой техники, в связи с чем проект
федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2
Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" дорабатывается.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
19.06.2009