Вопрос: О создании саморегулируемых
организаций в сфере строительства, а также о снижении размеров членских взносов
и средств, вносимых в компенсационный фонд, и упрощении процедур перехода к
саморегулированию.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2009 г. N Д05-3070
В соответствии с письмом Департамент
государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел
обращение по вопросу создания саморегулируемых организаций (далее - СРО) в
сфере строительства и сообщает.
Решение о введении саморегулирования в
сфере предпринимательства было принято в целях снижения излишних
административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие
предпринимательства, в том числе и в отношении строительных видов деятельности.
Для обеспечения плавного перехода от
лицензирования к институту саморегулирования Градостроительным кодексом
Российской Федерации предусмотрен целый ряд норм, направленных на снижение
рисков этого перехода.
В частности, в
целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и
среднего бизнеса Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 47,
48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в
Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального
строительства (утв. Приказом Минрегиона России от
09.12.2008 N 274), могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами
без вступления в СРО.
Обращаем внимание, что виды деятельности,
не включенные в этот Перечень, могут также осуществляться и без наличия
лицензии.
Кроме того, Градостроительным кодексом
Российской Федерации предусмотрено сочетание государственного регулирования и
саморегулирования деятельности субъектов.
В частности, органы государственной
власти будут контролировать деятельность СРО, вести государственный реестр СРО,
а также обращаться в арбитражный суд с требованием об исключении нарушителей из
государственного реестра СРО.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона
от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" определено, что вышеназванные полномочия будет осуществлять
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В свою очередь, СРО будет контролировать
деятельность своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче
свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования в
порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования.
В целях защиты
членов СРО Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что
решения по наиболее спорным и важным вопросам (например, избрание членов
постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой
организации, установление размеров вступительного взноса и регулярных членских
взносов, а также порядка их уплаты, прекращение действия свидетельства о
допуске) должны приниматься на общем собрании членов СРО.
Помимо этого, в целях соблюдения
общественных интересов СРО, обеспечения представительства и защиты интересов
СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления,
взаимодействия СРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
предусмотрено создание Национальных объединений СРО.
Градостроительным кодексом Российской
Федерации предусмотрены иные меры, обеспечивающие взаимодействие
государственных органов и СРО, а также направленные на обеспечение защиты прав
членов СРО и потребителей их услуг.
Одновременно информируем, что в
соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
26.01.2005 N 40, Минрегион России является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального
хозяйства.
Таким образом,
конкретные предложения о снижении размеров членских взносов и средств, вносимых
в компенсационный фонд, а также иные предложения по упрощению процедур перехода
к саморегулированию следует направлять в Минрегион
России, который в настоящее время осуществляет анализ предложений, поступающих
от органов государственной власти, проектных и строительных организаций, с
целью выработки позиции по вопросам, связанным с введением саморегулирования в
строительной отрасли.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П.В.ПУСТЕЛЕНИН
19.06.2009