Вопрос: О разъяснениях законодательства
РФ в области оценочной деятельности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 2009 г. N Д06-1791
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство
экономического развития Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения
нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов,
утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать
только мнение по вопросам, изложенным в обращении.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон об оценке) под оценочной деятельностью
понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности,
направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной
стоимости.
Иные виды стоимости, которые подлежат
установлению субъектами оценочной деятельности, установлены п. 5 Федерального
стандарта оценки "Цели и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255.
В частности, помимо рыночной стоимости в
соответствии с требованием нормативного правового акта или договора об оценке
объекта оценки субъектами оценочной деятельности в рамках законодательства об
оценочной деятельности могут также определяться инвестиционная, ликвидационная
или кадастровая стоимость.
При этом следует отметить, что в
соответствии со ст. 7 Закона об оценке, в случае если в нормативном правовом
акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта
оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид
стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного
объекта.
Указанное правило подлежит применению и в
случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом об
оценке или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта
оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная
стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная
стоимость" и других.
В то же время в целях приватизации
государственного и муниципального имущества согласно положениям ст. 12
Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного
и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) определяются:
- нормативная цена подлежащего
приватизации государственного и муниципального имущества, то есть минимальная
цена, по которой возможно отчуждение этого имущества;
- начальная цена приватизируемого
государственного или муниципального имущества.
В соответствии со ст. 3 Закона об оценке
под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов
оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов
оценки рыночной или иной стоимости. При этом в рамках
определения рыночной или иной стоимости в соответствии с п. 20 Федерального
стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к
проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития
России от 20.07.2007 N 256, оценщик вправе самостоятельно определять конкретные
методы оценки в рамках применения каждого из подходов к оценке, указанных в
разд. III ФСО N 1.
В случае определения нормативной цены
круг лиц, которые вправе осуществлять в соответствии с Законом о приватизации
такого рода деятельность, законодательно не определен, что не препятствует
субъектам оценочной деятельности осуществлять данную деятельность. Однако
порядок определения нормативной цены регламентирован не Законом об оценке, а
иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами определения
нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального
имущества, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
14.02.2006 N 87.
Таким образом, по мнению Департамента, по
общему правилу на порядок определения нормативной цены субъектами оценочной
деятельности законодательство Российской Федерации в области оценочной
деятельности не распространяется.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
со ст. 12 Закона о приватизации начальная цена приватизируемого
государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях,
предусмотренных Законом о приватизации, на основании отчета об оценке
государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этом случае, по мнению Департамента
корпоративного управления, субъекты оценочной деятельности в рамках составления
отчета об оценке, в соответствии с требованиями Закона об оценке, при
определении стоимости должны руководствоваться требованиями Закона об оценке и
федеральными стандартами оценки.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
23.06.2009