Вопрос: О приобретении гражданами права
собственности на придомовые земельные участки и обжаловании судебных решений,
принятых по данным вопросам.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 2009 г. N Д23-1879
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу приобретения прав на
придомовые земельные участки и сообщает.
Исходя из обращения
по указанному вопросу были приняты
судебные решения, которые, по Вашему мнению, являются незаконными и
необоснованными.
Следует отметить: согласно ст. 10
Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны. Суды, осуществляя судебную
власть, не зависят от чьей бы то ни было воли и
подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 5
Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной
системе Российской Федерации").
Правительство Российской Федерации,
отраслевые федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы,
агентства) не наделены полномочиями по контролю или надзору за соблюдением
судебными органами федерального законодательства и правильностью и
обоснованностью принимаемых ими решений.
Таким образом, Правительство Российской
Федерации не вправе вмешиваться в деятельность судов и оказывать влияние на
рассмотрение ими дел.
Если Вы считаете решения судов
неправосудными, Вы вправе подать в вышестоящий судебный орган кассационную
жалобу в порядке, установленном гл. 40 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (в случае, если обжалуемое решение не вступило в силу),
или надзорную жалобу в порядке, установленном гл. 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу вопроса о приобретении прав
на земельный участок в сложившейся застройке необходимо отметить следующее.
Согласно п. 4 ст. 3
Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации,
имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них
жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до
вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в
СССР", но которые не были надлежаще
оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право
собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами,
установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в целях приобретения права
собственности на земельный участок необходимо обратиться в орган
государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный
распоряжаться земельным участком, с соответствующим заявлением и приложением
кадастрового паспорта земельного участка и документов, Перечень которых
установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Требование о представлении иных документов, помимо
указанных в вышеупомянутом Перечне, незаконно.
При этом местоположение границ земельного
участка при их уточнении определяется исходя из сведений, содержащихся в
правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого
документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение
границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные
документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы,
существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с
использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения,
позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9 ст. 38
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости").
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
23.06.2009