Вопрос: О порядке оформления прав физлица
на земельный участок, предназначенный для ведения садоводства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июля 2009 г. N Д23-2048
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент) в пределах своей компетенции
рассмотрел обращения по вопросу оформления прав на земельный участок,
предназначенный для ведения садоводства, и сообщает.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального
закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан" для получения правоустанавливающего
документа на соответствующий земельный участок необходимо представить в орган
местного самоуправления следующие документы:
- описание местоположения такого
земельного участка, подготовленное Вами (для подготовки такого описания
проведения кадастровых работ (межевания) не требуется);
- заключение правления садоводческого
некоммерческого товарищества, в котором указывается, что за Вами закреплен
такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания
местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка,
фактически используемого Вами.
На основании данных документов орган
местного самоуправления обязан в двухнедельный срок с даты
получения заявления и указанных документов принять решение о
предоставлении Вам в собственность такого земельного участка.
В случае если ранее ни один из членов
вышеуказанного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о
предоставлении земельного участка в собственность, орган местного
самоуправления вправе запросить дополнительно следующие документы:
- удостоверенную правлением данного
некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный
участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
- выписку из единого государственного
реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом
объединении.
Если в отношении
указанного земельного участка ранее не был осуществлен кадастровый учет, для
его постановки на кадастровый учет Вам необходимо обеспечить проведение
кадастровых работ и представить в соответствующий территориальный орган Росреестра, осуществляющий государственный кадастровый учет,
необходимые документы в соответствии со ст. 22 Федерального закона от
24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее
- Закон о кадастре), в том числе межевой план
земельного участка, подготовленный по результатам кадастровых работ.
В последующем для государственной
регистрации права собственности на соответствующий земельный участок Вам с
учетом ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необходимо
представить в соответствующий территориальный орган Росреестра
наряду с заявлением следующие документы:
- документ об уплате государственной
пошлины за государственную регистрацию права собственности;
- решение органа местного самоуправления
о предоставлении Вам в собственность соответствующего земельного участка;
- кадастровый паспорт на земельный
участок.
При этом необходимо
отметить, что для снижения стоимости оформления прав граждан на земельные
участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального
жилищного строительства, либо на создаваемые или созданные на таких земельных
участках объекты недвижимого имущества был принят ряд федеральных законов. Так, п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации был дополнен пп. 20.2,
устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию
права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для
ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства,
индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на
создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого
имущества - 100 руб. (ранее за аналогичные действия взималась
государственная пошлина в размере 500 руб.).
Часть 3 ст. 47 Закона о кадастре
предусматривает возможность государственного регулирования ценообразования
кадастровых работ субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 г. путем
установления предельных максимальных цен в зависимости от видов объектов
недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев. При
этом установленные в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N
93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные
объекты недвижимого имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ) предельные
максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению
территориального землеустройства в отношении земельных участков,
предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального
жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с Законом о
кадастре предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и
тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 12
Закона N 93-ФЗ органы местного самоуправления в целях оформления в упрощенном
порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного
подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального
гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого
имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут
оказывать им содействие в подготовке необходимых документов
для проведения в соответствии с Законом о кадастре государственного
учета таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов
недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них. В этих целях
органы местного самоуправления:
1) осуществляют организацию приема ими
заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и
подготовку необходимых документов для проведения в интересах этих граждан
указанного государственного учета таких земельных участков, созданных на таких
земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации
прав на них;
2) на основании заявлений граждан или их
доверенностей в интересах таких граждан выступают заказчиками работ, в
результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения,
необходимые для осуществления указанного государственного учета таких земельных
участков и созданных на таких земельных участках объектов недвижимого
имущества;
3) проводят
разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления
документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета
таких земельных участков, а также на основании заявлений граждан или их
доверенностей подают в интересах таких граждан заявления о проведении
государственного кадастрового учета таких земельных участков и другие
необходимые для такого учета документы, запросы о представлении внесенных в
государственный кадастр недвижимости сведений о таких земельных участках;
4) получают
документы, свидетельствующие о проведенном государственном учете таких
земельных участков или созданных на таких земельных участках объектов
недвижимого имущества, и передают такие документы гражданам, в интересах
которых осуществлялся данный учет;
5) на основании доверенностей
граждан представляют от их имени (в качестве уполномоченных лиц) заявления о
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные
необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в
орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации
прав и (или) иные документы и передают
их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация;
6) принимают меры по заключению мировых
соглашений и примирению сторон по земельным спорам.
На указанные цели могут быть направлены
средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами
местного самоуправления.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 5.15 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра
и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.06.2009 N 457, Росреестр руководит
деятельностью своих территориальных органов, анализирует их деятельность и
разрабатывает меры по ее совершенствованию.
В связи с этим Ваши обращения также
направлены в Росреестр для рассмотрения и принятия в
случае необходимости мер реагирования в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.АНДРОПОВ
03.07.2009