Вопрос: О приватизации земельного участка
членом дачного некоммерческого партнерства в случае, если участок в 1954 г. был
передан на праве постоянного (бессрочного) пользования садовому товариществу,
образованному при войсковой части и преобразованному позже в некоммерческое
партнерство.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2009 г. N Д23-2111
В соответствии с письмом Департамент
недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о приватизации
земельных участков некоммерческим партнерством и сообщает следующее.
В соответствии с обращением спорный
земельный участок в 1954 г. был передан на праве постоянного (бессрочного)
пользования садовому товариществу, образованному при войсковой части (в
настоящее время - ОАО). В 2006 г. товарищество было преобразовано в
некоммерческое партнерство. В связи с этим необходимо отметить, что право
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее до
введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (ст.
20 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, право постоянного
(бессрочного) пользования переходит при преобразовании юридического лица в
порядке правопреемства. При этом переоформление права постоянного (бессрочного)
пользования земельными участками садоводческими, огородническими и дачными
некоммерческими объединениями граждан сроком не ограничивается (ст. 3
Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации").
Не допускается отказ в предоставлении в
собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, по иным основаниям, чем
предусмотренные в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (случаи
изъятия из оборота, запрета на приватизацию, резервирования земель).
Не могут быть
предоставлены в частную собственность, согласно ст. 27 Земельного кодекса
Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и
безопасности, оборонной промышленности, - ограничиваются в обороте, из чего
следует, что для приватизации таких земельных участков необходимо
предварительное изменение разрешенного использования.
Изменение одного
вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства на другой вид такого использования осуществляется в порядке,
установленном градостроительным регламентом при условии соблюдения требований
технических регламентов (ст. 37 Градостроительного кодекса Российской
Федерации), а до утверждения регламентов - в порядке, установленном ст. 4
Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие
Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Впоследствии предоставление
в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их
садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям
осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона от
15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих
объединениях), в соответствии с которым в случае, если земельный участок,
составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения, предоставлен данному
некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в
силу Закона о садоводческих объединениях было создано (организовано) данное
некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого
объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный
участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки
территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим
распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении
документом.
Предоставление в указанном случае таких
земельных участков в собственность граждан осуществляется исполнительным
органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка.
С заявлением о предоставлении земельного участка необходимо подать документы,
указанные в приведенной статье. При этом не имеет значения, находится земельный
участок в государственной или в муниципальной собственности.
Государственная
регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется
в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(далее - Закон о регистрации), и на основании любых государственных актов,
свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных
гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, а также кадастрового паспорта соответствующего земельного участка
(ст. 25.2 Закона о регистрации).
Постановка на государственный кадастровый
учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган
кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления
такого учета документов (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о
кадастре)). С заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен
межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного
спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном
земельным законодательством порядке (если межевой план не содержит сведений о
состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Решения об отказе в осуществлении
кадастрового учета или государственной регистрации прав либо уклонение
соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы
заинтересованным лицом в суд (п. 13 ст. 27 Закона о кадастре и п. 5 ст. 2
Закона о регистрации соответственно).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
07.07.2009