Вопрос: О порядке регистрации права
собственности граждан на земельный участок, предоставленный им до введения в
действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного
хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального
жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или
постоянного (бессрочного) пользования.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 2009 г. N Д23-2128
Департамент недвижимости Минэкономразвития
России рассмотрел обращение по вопросу переоформления прав на земельные участки
и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с п.
9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане, которым до
введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации был предоставлен
земельный участок для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного
строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного
(бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением
случаев, если в соответствии с законодательством такой земельный участок не
может предоставляться в частную собственность.
В случае если в
акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих
право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в
действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного
подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального
гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на
котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид
этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на
праве собственности. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков
в собственность граждан не требуется.
В соответствии со ст. 25.2 Федерального
закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" для оформления права собственности на
вышеуказанный земельный участок необходимо представить любой
правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ
и кадастровый паспорт земельного участка. Истребование у заявителя
дополнительных документов для государственной регистрации права собственности
гражданина на земельный участок не допускается.
Необходимо отметить, что в настоящий
момент плата за постановку земельного участка на кадастровый учет и выдачу
кадастрового паспорта земельного участка не взимается.
При этом согласно пп. 20.2 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской
Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности
физического лица на земельный участок, либо на создаваемый или созданный на
таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 100 руб.
Таким образом, затраты на оформление
права собственности граждан на вышеуказанные земельные участки составляют 100
руб. (сумма государственной пошлины), при этом необходимо представление
исключительно правоустанавливающего или правоудостоверяющего
документа и кадастрового паспорта земельного участка.
Необходимо отметить, что отсутствие в
государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном
земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного
хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или
индивидуального жилищного строительства, в необходимом объеме не является
основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого земельного участка.
При этом отсутствие кадастровых сведений о таком участке в необходимом объеме
не может являться основанием для приостановления осуществления государственной
регистрации прав на такой участок или сделок с ним либо для отказа в
осуществлении данной государственной регистрации (ст. 45 Федерального закона от
24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кроме того, в случае постановки земельного
участка на государственный кадастровый учет, а также (по желанию
правообладателя) уточнения границ ранее учтенного земельного участка необходимо
проведение кадастровых работ, результатом которых являются межевой план
земельного участка и постановка на кадастровый учет земельного участка или его
изменений.
В соответствии со
ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в
упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого
имущества" субъекты Российской Федерации вправе устанавливать предельные
максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) на проведение таких работ в
отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального
гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Учитывая, что полномочиями по проверке
законности и обоснованности принятых судом решений
наделены только вышестоящие судебные инстанции, федеральные органы
исполнительной власти не уполномочены комментировать, отменять либо
приостанавливать исполнение принятых решений.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
09.07.2009