Вопрос: О правах граждан свободно
пользоваться лесом, а также о документе, устанавливающем право собственности на
участок лесного фонда.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2009 г. N Д23-2199
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России с обращением по вопросу прав граждан свободно
пользоваться лесом в пределах компетенции сообщает.
1. По вопросу предмета действия Лесного
кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса
лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в
соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса. При этом лесные участки в
составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8
Лесного кодекса, ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О
введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Частью 1 ст. 11 Лесного кодекса
установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и
для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод,
орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов
(пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных
ресурсов. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям,
не предусмотренным ст. 11 Лесного кодекса, не допускается (ч. 6 ст. 11 Лесного
кодекса). При этом лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе
препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению
заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных
лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Лесного
кодекса. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут
быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом (ч. 8 ст. 11
Лесного кодекса).
Одновременно
следует сказать, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от
04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской
Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление
лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства,
огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Обеспечение реализации положений Лесного
кодекса осуществляется при осуществлении государственного лесного контроля и
надзора (ст. 96 Лесного кодекса).
2. По вопросу о документе,
устанавливающем право собственности на участок лесного фонда.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса
Российской Федерации" Лесной кодекс применяется к отношениям, возникшим
после дня введения его в действие.
На момент издания указанного в обращении
решения о предоставлении в собственность лесного участка действовали Основы
лесного законодательства Российской Федерации (далее - Основы лесного
законодательства). Порядок разрешения лесных споров регламентировался разд. VII
Основ лесного законодательства. В частности, ст. 80 Основ лесного
законодательства было установлено, что купля, продажа, дарение, залог,
самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права
осуществления лесного пользования недействительны.
3. По вопросу об оценке правомерности
действий. Министерство экономического развития Российской Федерации в
соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами не
наделено юрисдикционными функциями. Обжалование и
оспаривание действий (бездействия) органов государственной власти и органов
местного самоуправления осуществляется в судебном порядке.
Следует отметить, что Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, функция
по осуществлению официального толкования нормативных правовых актов за
Министерством не закреплена, в связи с чем изложенная
позиция не является обязательной для правоприменителя.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
14.07.2009