Вопрос: Об
отнесении к полномочиям Росавтодора вопросов по согласованию и предоставлению
земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог, а также о
необходимости обращения заинтересованного лица в орган местного самоуправления
для получения информации о собственниках земельных участков, расположенных в
границах земель общего пользования, в случае если сведения о таких земельных
участках отсутствуют в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости, для целей
приобретения данным лицом указанных земельных участков для строительства и
проведения изыскательных работ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2011 г. N Д23-3823
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении
некоторых норм земельного и градостроительного законодательства и в пределах
своей компетенции сообщает следующее.
1. В отношении предоставления земельных
участков для строительства и проведения инженерных изыскательных работ в
границах полосы отвода автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 Положения о
Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 (далее - Положение о Росавтодоре),
Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе
в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных
услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на
городском наземном электрическом транспорте.
Росавтодор, в соответствии с Положением о
Росавтодоре, осуществляет в том числе следующие полномочия в установленной
сфере деятельности:
- согласовывает решения органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос
автомобильных дорог общего пользования федерального значения или земельных
участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним,
а также земельных участков под стоянки и остановки;
- выдает разрешение в порядке,
установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в
эксплуатацию:
автомобильных дорог общего пользования
федерального значения либо их участков;
частных автомобильных дорог,
строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется
осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
инженерных коммуникаций в случае их
прокладки или переустройства в границах полосы отвода автомобильной дороги
общего пользования федерального значения;
пересечений и примыканий к автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения;
объектов дорожного сервиса, размещаемых в
границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального
значения.
Учитывая изложенное, вопросы о
согласовании и предоставлении земельных участков в границах полосы отвода
автомобильных дорог решаются Росавтодором в пределах, установленных действующим
законодательством.
2. В отношении предоставления земельных
участков для строительства и проведения изыскательных работ в границах земель
общего пользования.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) собственник земельного
участка - лицо, являющееся собственником земельного участка, которому
принадлежат права владения, пользования и распоряжения таким имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению
совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не
противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые
законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в
собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права
владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и
обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается
законом (ст. 129 Гражданского кодекса), осуществляются их собственником
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов других лиц.
Под территориями общего пользования
понимаются территории для беспрепятственного пользования неограниченным кругом
лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12
ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального
закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в
составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки,
лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Положения названных статей указывают на
то, что земельные участки общего пользования могут находиться в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной
собственности, а также государственной собственности до ее разграничения.
На основании нормативных правовых актов
право распоряжения земельными участками может быть передано их собственникам и
иным лицам (например, распоряжение земельными участками лесопарков,
расположенных на землях лесного фонда, осуществляется Федеральным агентством
лесного хозяйства (Рослесхозом)).
Учитывая изложенное, в случае если
сведения об испрашиваемых земельных участках отсутствуют в едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и
государственном кадастре недвижимости, Вам, как заинтересованному лицу,
необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения для
получения соответствующей информации об интересующих земельных участках.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
09.09.2011