Вопрос: О правовых
механизмах, направленных на повышение эффективности использования бюджетных
средств и защиту интересов государственных и муниципальных заказчиков от
рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков,
исполнителей), при заключении и исполнении государственных и муниципальных
контрактов, в частности, установление заказчиком требования о внесении денежных
средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), а также
требования об обеспечении исполнения государственного контракта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 2011 г. N Д28-370
Департамент развития федеральной
контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации
рассмотрел обращение по вопросу о нормах действующего законодательства в сфере
размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и сообщает свое
мнение.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон)
предусмотрен ряд правовых механизмов, направленных на повышение эффективности
использования бюджетных средств и защиту интересов государственных и
муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении
государственных и муниципальных контрактов.
Среди таких механизмов можно выделить,
прежде всего, установление заказчиком требования о внесении денежных средств в
качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или в открытом аукционе в
электронной форме, а также требования об обеспечении исполнения
государственного контракта (ч. 5 ст. 41.1 Закона).
Возможность установления обеспечения
исполнения контракта и внесения аванса за поставляемый товар (выполняемые
работы или услуги) предусмотрена п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона.
Согласно п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона
документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных п. п. 2 - 4, 4.2 - 5,
6, 7 и 10 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ, должна содержать сведения о
размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке его предоставления в
случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование
обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не
может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта
(цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. В случае
если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят
миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование
обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов
начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере
аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если
размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены
контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не
менее чем размер аванса. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить
обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок
новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)
на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского
оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства
о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий
производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с
товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти
процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с п. 15.2 ч. 4 ст. 22
Закона конкурсная документация должна содержать сведения о размере обеспечения
исполнения контракта, сроке и порядке его предоставления в случае, если
заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения
исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может
превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены
лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае если
начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) или в предусмотренных п.
8.2 ч. 4 настоящей статьи случаях начальная (максимальная) цена одного
контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган
обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от
десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены
лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата
аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов
начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем
на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса.
Заказчик, уполномоченный орган вправе
определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в
случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена
контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей
и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие
обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми
машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и
обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика
на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены
контракта (цены лота).
Участник размещения заказа не допускается
к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документа или копии
документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения
заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование
обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об
аукционе (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона). В случае уклонения участника размещения
заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные им в качестве
обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), не возвращаются (ч. 12 ст.
25, ч. 5 ст. 27, ч. 2 ст. 29, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 11 ст. 37, ч. 2 ст.
38 Закона).
Установление требования об обеспечении
исполнения государственного контракта служит средством минимизации рисков
неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) своих обязательств по контракту.
В случае неисполнения заказчиком
контрактных обязательств по своевременной оплате исполнитель вправе добиваться
защиты своих прав как путем досудебных урегулирований, так и в судебном порядке
в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Законодательные нормы, предусматривающие
внесение обеспечения заявки и исполнения контракта, направлены на развитие
здоровой конкуренции в соответствии с целями обеспечения качественного
выполнения условий контрактов государственных заказов.
Директор Департамента развития
федеральной контрактной системы
О.В.АНЧИШКИНА
15.09.2011