Вопрос: О
дополнительных гарантиях защиты прав работников и расширении прав кредиторов по
взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках
дела о банкротстве должника-работодателя; об учете интересов муниципальных
образований в ходе дел о банкротстве организаций.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2011 г. N Д06-4863
В соответствии с письмом Департамент
инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России
рассмотрел обращение по вопросу закрепления на законодательном уровне
дополнительных гарантий защиты прав работников при банкротстве организаций и в
рамках своей компетенции сообщает.
В настоящее время согласно ст. 134
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) при несостоятельности
(банкротстве) работодателя работники имеют право на удовлетворение требований
по заработной плате и выплате выходных пособий во вторую очередь после расчетов
с гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда
жизни или здоровью.
Таким образом, в части защиты прав
трудящихся при банкротстве работодателя российское законодательство
придерживается концепции предоставления привилегий требованиям работников в
рамках дела о банкротстве.
Вместе с тем анализ правоприменительной
практики показывает, что меры, предусмотренные Законом о несостоятельности, не
обеспечивают полноценную защиту интересов работников должника-работодателя,
что, в свою очередь, является причиной возникновения социальных конфликтов.
В целях введения дополнительных гарантий
для работников и расширения прав кредиторов по взысканию задолженности по
оплате труда и выплате выходных пособий Минэкономразвития России разработало
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О несостоятельности (банкротстве)" и иные законодательные акты
Российской Федерации в части повышения эффективности защиты прав кредиторов
первой и второй очереди" (далее - законопроект).
Указанным законопроектом предлагается
наделить представителя работников правом обращаться в суд с заявлением о
признании должника-работодателя банкротом при соблюдении следующих условий:
1) наличие вступивших в законную силу и
неисполненных судебных актов о взыскании с должника невыплаченной задолженности
по заработной плате;
2) размер задолженности составляет в
совокупности не менее трехсот тысяч рублей к должнику - юридическому лицу, к
должнику-гражданину - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Предлагаемые законопроектом меры позволят
повысить гарантии защиты прав работников путем:
а) обеспечения своевременного обращения в
суд с заявлением о банкротстве работодателя и, как следствие, повышения
вероятности взыскания задолженности в полном объеме;
б) оперативного внеочередного погашения
задолженности по заработной плате, подтвержденной судебным актом, в ходе
наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления (ст. ст. 63, 81, 95
Закона о несостоятельности).
Дополнительно законопроектом определяется
порядок подачи в арбитражный суд заявления представителя работников должника, а
также перечень прилагаемых к такому заявлению документов.
Кроме того, законопроектом вносятся
корректирующие и уточняющие изменения в Закон о несостоятельности, направленные
на повышение эффективности механизмов защиты прав кредиторов по оплате труда и
выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника-работодателя.
После завершения согласования с
федеральными органами исполнительной власти и получения заключений Минюста
России законопроект будет представлен в Правительство Российской Федерации в
установленном порядке.
Относительно вопроса учета интересов
муниципальных образований в ходе дела о банкротстве организаций считаем
целесообразным отметить.
Пунктом 2 ст. 30 Закона о
несостоятельности предусмотрено, что учредители (участники) должника,
собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных
федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению
банкротства организаций.
Кроме того, уполномоченные на
представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления по месту нахождения должника относятся к числу лиц, участвующих
в арбитражном процессе по делу о банкротстве (п. 1 ст. 35 Закона о
несостоятельности).
Как участники арбитражного процесса по
делу о банкротстве указанные органы имеют право обжаловать в судебном порядке
действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов и комитета
кредиторов, в том числе связанные с очередностью, составом и размером
требований кредиторов (ст. 60 Закона о несостоятельности).
В случаях, предусмотренных Законом о
несостоятельности, например при банкротстве градообразующей организации (п. 2
ст. 170), федеральные органы исполнительной власти, а также органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления по месту нахождения должника являются лицами, участвующими в
деле о банкротстве должника (п. 1 ст. 34).
Указанные лица в ходе любой процедуры,
применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с
ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков
преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные
действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве для реализации
предоставленных прав (п. 2 ст. 34 Закона о несостоятельности).
Директор Департамента
инновационного развития и
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
03.10.2011