Вопрос: О
возможности изменения категории земель особо охраняемых территорий и объектов
или земельных участков в составе таких земель только после представления
заключения государственной экологической экспертизы; о необходимости вхождения
земельных участков, расположенных под зданиями рекреационного назначения, в
состав земель рекреационного назначения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2011 г. N Д23-4272
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения земельного
законодательства и определения правомерности действий органов местного
самоуправления и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При
этом Минэкономразвития России не наделено контрольно-надзорными полномочиями в
отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению
земельными участками. Также функции по осуществлению официального толкования и
разъяснения законодательства Российской Федерации за Минэкономразвития России
не закреплены, в связи с чем изложенная позиция Департамента не является
обязательной для правоприменителя и носит исключительно рекомендательный
характер.
Вопросы перевода земель или земельных
участков из одной категории в другую и установления вида разрешенного
использования земельных участков регламентируются Земельным кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель
или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N
172-ФЗ) и законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 8
Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в
земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов
независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или
изменения границ населенных пунктов. Категория земель, в соответствии с п. 2
ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в том числе в
актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о
предоставлении земельных участков и иных документах в случаях, установленных
Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
До утверждения генеральных планов
городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального
планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г. включение
земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных
участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4.1 Федерального
закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного
кодекса Российской Федерации"), в данном случае правительством области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N
172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель
одной категории в другую необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра
недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из
состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый
паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих
личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного
реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного
реестра юридических лиц;
3) выписка из единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный
участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую
предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической
экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного
участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в
другую.
Положения ст. 10 Закона N 172-ФЗ
определяют особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов
или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также
перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других
категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. Одним из основных
условий перевода является наличие положительных заключений государственной
экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в
соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды
в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого
природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического,
рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Таким образом, изменение категории земель
особо охраняемых территорий и объектов возможно только после представления
заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 98 Земельного кодекса Российской
Федерации определяет, что в состав земель рекреационного назначения входят земельные
участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты
физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные
туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские
туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы,
детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Статья 8.8 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях устанавливает административную
ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в
соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и
разрешенным использованием или неиспользование земельного участка,
предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или
иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного
федеральным законом.
Таким образом, если на земельном участке
расположены здания рекреационного назначения, земельные участки под ними должны
входить в состав земель рекреационного назначения.
Учитывая изложенное, сообщаем, что надзор
за исполнением действующего законодательства Российской Федерации осуществляют
органы прокуратуры.
В соответствии со ст. ст. 11, 12
Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 10 Федерального закона от
17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" защиту
нарушенных прав осуществляют суд либо уполномоченные органы прокуратуры.
В случае если Вы считаете, что решением
или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального
служащего нарушены Ваши права и свободы, то Вы вправе обратиться
непосредственно в суд (ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации).
Дополнительно сообщаем, что копия обращения
направлена в МВД России и Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
12.10.2011