Вопрос: О порядке
определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в
собственности РФ, в том числе которые предоставлены (заняты) для размещения
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод; о проведении контроля за осуществлением
оценочной деятельности членами СРО оценщиков, а также о праве оспорить в
судебном порядке сведения, содержащиеся в отчете об оценке, при наличии спора о
достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2011 г. N Д23-4273
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения Правил
определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной
платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее -
Правила), и сообщает.
Пунктом 5 Правил определены земельные
участки, которые предоставлены (заняты) для размещения отдельных объектов, в
том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод, и для которых арендная плата
рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими
указаниями по ее расчету, утверждаемыми Минэкономразвития России.
В целях подготовки и издания
соответствующих ведомственных нормативных актов издан Приказ Минэкономразвития
России от 03.03.2010 N 84 "О создании Межведомственной рабочей группы по
разработке приказов Минэкономразвития России, утверждающих ставки арендной
платы либо методические указания по ее расчету в отношении земельных участков,
находящихся в федеральной собственности, и которые предоставлены (заняты) для
размещения отдельных объектов". В рамках названной Межведомственной
рабочей группы в настоящее время осуществляется разработка соответствующих
нормативных актов.
Пунктом 6 Правил определено, что арендная
плата за земельный участок в случаях, не указанных в п. п. 3 - 5 Правил,
рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой
в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной
деятельности.
Кроме того, необходимо отметить, что
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697 внесены
изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N
582, в частности в п. 8 Правил, в соответствии с которым арендная плата за
земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, ежегодно изменяется
не на размер коэффициента-дефлятора, а на размер уровня инфляции,
установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период. В случае изменения рыночной стоимости
земельного участка размер уровня инфляции, указанный в п. 8 Правил, не
применяется (абз. 2 п. 10 Правил).
Таким образом, если с учетом требований
договора аренды и Постановления Правительства Российской Федерации от
16.07.2009 N 582 стороны договора аренды ежегодно подготавливают отчет о
рыночной стоимости земельного участка, то применение коэффициента-дефлятора
(размера уровня инфляции) не требуется. Указанный вывод следует из положений
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и Приказа Минэкономразвития
России от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении Федерального стандарта оценки
"Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".
При этом в силу ст. 6 Закона N 135-ФЗ
физические лица и юридические лица наряду с Российской Федерацией, субъектами
Российской Федерации и муниципальными образованиями обладают правом на
проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на
основаниях и условиях, предусмотренных Законом N 135-ФЗ.
Контроль за деятельностью оценщиков при
осуществлении ими оценочной деятельности, в том числе в части соблюдения ими
Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил
оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики,
осуществляет саморегулируемая организация оценщиков (далее - СРО оценщиков),
членом которой является оценщик.
Так, основанием для проведения СРО
оценщиков внеплановой проверки согласно ст. 24.3 Закона N 135-ФЗ может являться
направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на
нарушение оценщиком требований Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов
оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и
профессиональной этики.
Дополнительно отмечаем, что в случае
наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта
оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом
об оценке этого же объекта, указанный спор в соответствии со ст. 13 Закона N
135-ФЗ подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с
установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора
или договора или в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
12.10.2011