Вопрос: О причинах
роста цен на нефтепродукты в РФ в 2011 г., в частности, на бензин автомобильный
марки АИ-92 и на пропан-бутан, а также о мерах, направленных на полное и
своевременное обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2011 г. N ОГ-Д22-1653
В соответствии с письмом
Минэкономразвития России рассмотрело обращение и в рамках своей компетенции
сообщает следующее.
По данным Росстата, потребительские цены
на бензин автомобильный марки АИ-92 (далее - АИ-92) в области за период с 11
января по 3 октября 2011 г. выросли на 12%, с 22,88 руб/л до 25,62 руб/л. При
этом по состоянию на 3 октября 2011 г. уровень цен на АИ-92 в области ниже
среднего уровня цен в федеральном округе (25,74 руб/л), а также ниже уровня цен
в соседних регионах.
По данным Российского энергетического
агентства при Минэнерго России, рост цен на пропан-бутан на АГЗС области в 2011
г. составил 13,1%, с 13,00 руб/л до 14,50 - 14,70 руб/л. При этом по состоянию
на 3 октября 2011 г. уровень цен на пропан-бутан в области также не является
самым высоким по сравнению с соседними регионами. Так, цена на пропан-бутан на
АГЗС в Курганской области составила 16,50 руб/л, в Тюменской области - 14,50
руб/л, в Свердловской области - 14,50 руб/л, в Республике Башкортостан - 15,20
- 15,90 руб/л.
Согласно действующему законодательству
Российской Федерации цены на товары и услуги не подлежат государственному
регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно
исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Так,
Конституцией Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и
распоряжаться своим имуществом, гарантируется свобода экономической
деятельности (ст. ст. 8 и 35), что ограничивает возможность государства
вмешиваться в процесс рыночного ценообразования.
Гражданским кодексом Российской Федерации
определяется право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять сбытовую и
ценовую политику, а также заключать договоры с сервисно-сбытовыми сетями и
реализовывать через них производимые товары, если иное не предусмотрено законом
(ст. 421).
Вмешательство государства в
ценообразование, в том числе путем установления предельных уровней цен
(тарифов), торговых наценок может привести к дестабилизации экономики,
вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического
стимула для деятельности, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней, дефициту товаров.
Рост цен на нефтепродукты в Российской
Федерации обусловлен рядом объективных факторов.
Так, в конце 2010 - начале 2011 гг. на
российском рынке наблюдался дефицит нефтепродуктов, обусловленный увеличением
мировых цен и ростом привлекательности экспортных поставок нефтепродуктов для
нефтяных компаний, а также ростом спроса на бензин в период начала отпускного
сезона и в связи с общим ростом автопарка.
Кроме того, в 2011 г. наблюдалось
сокращение предложения нефтепродуктов на российском рынке, вызванное тем, что
часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии вырабатывать
нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента (Евро-3), которые
вступили в силу с 1 января 2011 г., а также выводом ряда НПЗ в плановый ремонт,
который традиционно осуществляется весной и осенью.
Однако, кроме объективных факторов роста
цен, могут иметь место также злоупотребления со стороны нефтяных компаний,
которые занимают доминирующее положение на рынках нефтепродуктов.
С учетом олигопольной структуры нефтяной
отрасли, Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание ситуации
на внутреннем рынке нефтепродуктов. ФАС России осуществляет контроль за
соблюдением нефтяными компаниями антимонопольного законодательства, в том числе
за обоснованностью ценообразования.
В 2008 - 2010 гг. ФАС России и ее
территориальные органы рассмотрели более 260 дел о нарушениях антимонопольного
законодательства на рынках нефтепродуктов. Суммарный объем штрафов, подлежащих
уплате вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) в бюджет Российской
Федерации, составляет в настоящее время (с учетом судебных решений) порядка 15
млрд руб.
По результатам анализа ситуации с ростом
цен в начале 2011 г. ФАС России 9 февраля 2011 г. возбуждено дело в отношении
ОАО по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части
установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, результатом
которого явился необоснованный рост цен.
Для полного и своевременного обеспечения
потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах в настоящее время в рамках
поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина
Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд мер, которые в том
числе предусматривают обязательное согласование планов по ремонту НПЗ с
профильными ведомствами, закрепление норм по поставкам нефтепродуктов на
внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн нефти, а
также разработку системы по резервированию нефтепродуктов. Кроме того,
рассматривается вопрос о введении санкций в отношении нефтяных компаний,
которые не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, вплоть до изъятия
у них полученной прибыли.
26.08.2011 Председателем Правительства
Российской Федерации В.В. Путиным подписано Постановление Правительства
Российской Федерации N 716, согласно которому с 1 октября 2011 г. вводится
единая пошлина для темных и светлых нефтепродуктов - 66% от нефтяной, для
бензина - 90%. С 1 января 2015 г. вывоз мазута и нефти будет облагаться
одинаковой ставкой экспортной пошлины. Готовится к подписанию постановление,
согласно которому будет снижен с 65% до 60% коэффициент в формуле нефтяной
пошлины. Данные меры призваны стимулировать вертикально интегрированные
нефтяные компании (ВИНК) модернизировать принадлежащие им НПЗ и увеличить
объемы глубокой переработки нефти внутри страны.
Также Правительством Российской Федерации
принято Постановление от 07.09.2011 N 748 "О внесении изменений в
Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному
мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией
нефтеперерабатывающих мощностей", в соответствии с которым топливо класса
2 допускается к обороту до конца 2012 г., класса 3 - до конца 2014 г., класса 4
- до конца 2015 г. Это позволит увеличить предложение автобензина на российском
рынке за счет автобензина класса 2, который не был допущен к обороту с начала
2011 г. в соответствии с Техническим регламентом.
Кроме того, Распоряжением от 19.05.2009 N
691-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу развития
конкуренции в Российской Федерации. В Плане мероприятий по реализации указанной
Программы предусмотрен ряд мер, направленных на развитие конкуренции на
внутренних рынках нефти и нефтепродуктов, включая развитие биржевой торговли нефтепродуктами
и совершенствование механизмов ценообразования.
Минэкономразвития России также
информирует, что в случае, если Вы располагаете какими-либо данными о нарушении
антимонопольного законодательства, Вы имеете право обратиться с соответствующим
заявлением или жалобой (с приложением всей имеющейся информации) в
антимонопольный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения
или жительства лица, в отношении которого подается заявление или жалоба.
Директор Департамента
развития конкуренции
М.П.ГОРОХОВА
12.10.2011