Вопрос: О
предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для жилищного строительства, а также о возможности
оспорить в судебном порядке отказ органа местного самоуправления в
предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного
строительства в связи с тем, что по части испрашиваемого земельного участка
будет проходить улица (дорога, тротуар) шириной 15 метров.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 октября 2011 г. N ОГ-Д23-1693
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу о правомерности отказа
органами местного самоуправления в предоставлении земельного участка для
индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что по части
испрашиваемого земельного участка будет проходить улица (дорога, тротуар)
шириной 15 метров, и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России не наделено полномочиями по оценке действия (бездействия) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Вместе с тем в пределах своей компетенции
по существу вопросов, поставленных в обращении, считаем возможным отметить
следующее.
Предоставление земельных участков для
жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, осуществляется в собственность или аренду в соответствии со ст.
ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный
кодекс).
При этом необходимо отметить, что земли
населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым
назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к
той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с
зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого
устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов
(п. 2 ст. 7 Земельного кодекса).
Виды разрешенного использования
указываются в соответствии с п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской
Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в градостроительных регламентах,
утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления
поселений и городских округов.
Кроме того, в соответствии с
градостроительными регламентами земельные участки могут быть отнесены к
следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным,
рекреационным и иным территориальным зонам (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса).
Земельные участки общего пользования,
занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными,
скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут
включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации
(п. 12 ст. 85 Земельного кодекса).
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса
не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом
запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных
или муниципальных нужд.
Резервирование земель для государственных
или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49
Земельного кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в
случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых
природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных
объектов (п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса).
При этом не допускается принятие органами
государственной власти, органами местного самоуправления решений о
резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков
для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной
категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 4 ст. 9
Градостроительного кодекса).
Кроме того, относительно правомерности
отказа уполномоченного органа местного самоуправления по предоставлению
земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства
сообщаем, что в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса земельные споры
рассматриваются в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
14.10.2011