Вопрос: Об
осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков,
занятых опорами линий электропередачи, в связи с уточнением их границ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 2011 г. N 22780-ИМ/Д23
В Минэкономразвития России поступило
обращение ОАО по вопросам, связанным с осуществлением государственного
кадастрового учета изменений земельных участков, занятых опорами линий
электропередачи.
Учитывая отсутствие в органах
кадастрового учета единообразной практики по указанным вопросам, сообщаем
следующее.
1. По вопросу о допустимых пределах
увеличения площади земельного участка, занятого опорами линии электропередачи,
при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного
участка
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального
закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при кадастровом учете в связи с
уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение
об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в
результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка,
определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре
требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого
земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на
величину более чем предельный минимальный размер земельного участка,
установленный в соответствии с земельным законодательством для земель
соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если
такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади,
сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном
кадастре недвижимости.
При этом Земельным кодексом Российской
Федерации (п. 1 ст. 11.9, п. 4 ст. 85) предусматривается, что предельные
(максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в
соответствии с законодательством о градостроительной деятельности
устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими
градостроительными регламентами.
Вместе с тем согласно п. 3 ч. 4 ст. 36
Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента
не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения
линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 89
Земельного кодекса Российской Федерации правила определения размеров земельных
участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи,
обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
В частности, Правила определения размеров
земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий
связи, обслуживающих электрические сети, утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Правила),
предусматривают порядок определения минимального размера земельного участка
(одного контура границы многоконтурного земельного участка) для установки одной
опоры воздушной линии электропередачи в зависимости от типа опоры и напряжения
линии электропередачи.
Учитывая изложенное, по мнению
Минэкономразвития России, Правила могут применяться органом кадастрового учета
при проведении проверки на предмет выявления основания для принятия решения об
отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного п.
1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре. Однако в связи с отсутствием в Правилах
конкретных минимальных размеров земельных участков, в отношении которых
осуществляется государственный кадастровый учет изменений, необходимые расчеты
должны быть приведены в заключении кадастрового инженера, входящем в состав
межевого плана.
При этом, как отмечалось ранее в Письме
Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23, площадью многоконтурного
земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур,
образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади
контуров границы). Следовательно, проверка соблюдения требований, связанных с
соответствием предельным минимальным размерам таких земельных участков,
осуществляется в отношении указанной суммы площадей.
Также обращаем внимание, что согласно ч.
9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их
местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе,
подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа
- из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ
земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы
отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на
местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных
объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить
местоположение границ земельного участка.
В этой связи полагаем, что в состав
приложения межевого плана, подготовленного в результате уточнения
местоположения границ земельного участка, занятого опорами линии
электропередачи, должны включаться документы (их копии), подтверждающие:
- оформленное право собственности на
соответствующее сооружение (линию электропередачи, электросетевой комплекс и
т.д.);
- состав такого сооружения (например,
копия технического паспорта, подтверждающего количество опор).
Кроме того, в межевой план должны быть
включены сведения о местоположении границ частей многоконтурного земельного
участка, занятых опорами линии электропередачи.
Дополнительно обращаем внимание, что
исходя из положений ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях ответственность за достоверность сведений, включенных в межевой
план, несет кадастровый инженер.
2. По вопросу возможности осуществления
государственного кадастрового учета изменений земельного участка, занятого
опорами линии электропередачи, в связи с уточнением его границ, если отдельные
опоры расположены в границах учтенных в государственном кадастре недвижимости
земельных участков, принадлежащих третьим лицам
Исходя из положений п. 2 ст. 271
Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35 Земельного кодекса
Российской Федерации переход права собственности на земельный участок не
является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику
недвижимости права пользования этим участком.
В связи с этим, по мнению
Минэкономразвития России, если на земельном участке располагаются принадлежащие
третьим лицам объекты недвижимости (например, опоры линии электропередачи,
права на которые оформлены в установленном порядке), при выполнении кадастровых
работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из
состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами
недвижимости (опорами линии электропередачи). Таким образом, в межевом плане в
отношении указанного уточняемого земельного участка должны отражаться контуры
внутренних границ, в пределах которых располагаются соответствующие опоры.
Если указанное требование при осуществлении
кадастровых работ не было выполнено и в государственный кадастр недвижимости
внесены сведения о местоположении границы вышеуказанного уточняемого земельного
участка без исключения частей, занятых опорами линии электропередачи, по мнению
Минэкономразвития России, собственник линии электропередачи (обладающий, кроме
того, правом на обращение с соответствующим заявлением в орган кадастрового
учета в соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре) вправе обратиться в орган
кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка, занятого
опорами линии электропередачи, и межевым планом.
При этом согласно ч. 3 ст. 25 Закона о
кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного
участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка
(далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно
вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр
недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
В указанном случае обязательным условием
осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка,
занятого опорами линии электропередачи, является согласование местоположения
границы с заинтересованными лицами и отражение в межевом плане границ частей,
занятых опорами, а также включение в состав приложения межевого плана
документов (их копий), подтверждающих оформленное право собственности на
соответствующее сооружение (линию электропередачи, электросетевой комплекс и
т.д.).
3. По вопросу осуществления
государственного кадастрового учета изменений земельного участка, занятого
опорами линии электропередачи, в случае, если по сведениям государственного
кадастра недвижимости такому земельному участку присвоено наименование "единое
землепользование", а сведения об обособленных земельных участках (в том
числе о местоположении их границ), входящих в его состав, в государственном
кадастре недвижимости отсутствуют
Как ранее отмечалось в Письме
Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23, ранее учтенными
земельными участками, которым при осуществлении государственного кадастрового
учета было присвоено наименование "единое землепользование" (далее -
единое землепользование), являются только те земельные участки, государственный
кадастровый учет которых был осуществлен по правилам Федерального закона от
02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в
соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового
района, утвержденным Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 (далее -
Порядок).
В частности, Порядком предусматривалось,
что в Единый государственный реестр земель включались сведения о земельных
участках, входящих в состав единого землепользования.
Таким образом, земельный участок не может
считаться учтенным в установленном порядке единым землепользованием в случае,
если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных
участках, входящих в его состав.
В связи с этим, по мнению
Минэкономразвития России, в указанном случае наличие в государственном кадастре
недвижимости наименования "единое землепользование" в отношении
земельного участка, занятого опорами линии электропередачи, не является
препятствием для осуществления государственного кадастрового учета изменений
такого земельного участка в качестве многоконтурного земельного участка с
учетом рекомендаций, изложенных в Письме Минэкономразвития России от 22.12.2009
N 22409-ИМ/Д23.
Кроме того, полагаем, что орган
кадастрового учета в указанном случае вправе исключить из государственного
кадастра недвижимости сведения о ранее присвоенном наименовании такого
земельного участка - "единое землепользование".
Прошу довести указанную позицию
Минэкономразвития России до территориальных органов и подведомственных
организаций Росреестра.
И.Е.МАНЫЛОВ
17.10.2011