Вопрос: О причинах
роста цен на нефтепродукты в РФ в 2011 г., в частности на бензин автомобильный
марки АИ-92, а также о мерах, направленных на полное и своевременное
обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2011 г. N ОГ-Д22-1728
В соответствии с письмом
Минэкономразвития России рассмотрело обращение и в рамках своей компетенции
сообщает следующее.
По данным Российского энергетического
агентства при Минэнерго России, рост цен на пропан-бутан на АГЗС области за
период с 12 января по 3 октября 2011 г. составил 1,3% - с 16,00 руб/л до 16,20
руб/л. При этом уровень цен в области выше, чем в соседних регионах.
По данным Росстата, потребительские цены
на бензин автомобильный марки АИ-92 (далее - АИ-92) в области за период с 11
января по 10 октября 2011 г. выросли на 11% - с 23,08 руб/л до 25,63 руб/л. При
этом по состоянию на 10 октября 2011 г. уровень цен на АИ-92 в Белгородской
области ниже среднего уровня цен в Центральном федеральном округе (26,47
руб/л), а также ниже уровня цен в соседних регионах: в Курской области - 26,68
руб/л, Воронежской области - 26,44 руб/л.
С учетом олигопольной структуры
нефтегазовой отрасли Правительство Российской Федерации уделяет большое
внимание ситуации на внутреннем рынке автомобильного топлива. ФАС России
осуществляет контроль за соблюдением нефтяными компаниями антимонопольного
законодательства, в том числе за обоснованностью ценообразования. В связи с
этим копия Вашего обращения также направлена для рассмотрения в ФАС России.
Также Минэкономразвития России сообщает,
что согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары
и услуги не подлежат государственному регулированию, являются свободными и
формируются продавцами самостоятельно исходя из складывающейся на рынке
конъюнктуры (спроса и предложения). Так, Конституцией Российской Федерации
обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим имуществом,
гарантируется свобода экономической деятельности (ст. ст. 8 и 35), что
ограничивает возможность государства вмешиваться в процесс рыночного
ценообразования.
Гражданским кодексом Российской Федерации
определяется право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять сбытовую и
ценовую политику, а также заключать договоры с сервисно-сбытовыми сетями и
реализовывать через них производимые товары, если иное не предусмотрено законом
(ст. 421).
Вмешательство государства в
ценообразование, в том числе путем установления предельных уровней цен
(тарифов), торговых наценок, может привести к дестабилизации экономики,
вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического
стимула для деятельности, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней, дефициту товаров.
Рост цен на автомобильное топливо в
Российской Федерации обусловлен рядом объективных факторов, одним из основных
является рост мировых цен на углеводороды.
Так, в конце 2010 - начале 2011 гг. на
российском рынке наблюдался дефицит автомобильного топлива, обусловленный
увеличением мировых цен и ростом привлекательности экспортных поставок
автомобильного топлива для нефтяных компаний, а также ростом спроса в период
начала отпускного сезона и в связи с общим ростом автопарка.
Кроме того, в 2011 г. наблюдалось
сокращение предложения автомобильного топлива на российском рынке, вызванное
тем, что часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии
вырабатывать нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента
(Евро 3), которые вступили в силу с 1 января 2011 г., а также выводом ряда НПЗ
в плановый ремонт, который традиционно осуществляется весной и осенью.
Однако кроме объективных факторов роста
цен могут иметь место также злоупотребления со стороны нефтяных компаний,
которые занимают доминирующее положение на рынках нефтепродуктов.
В 2008 - 2010 гг. ФАС России и ее
территориальные органы рассмотрели более 260 дел о нарушениях антимонопольного
законодательства на рынках нефтепродуктов. Суммарный объем штрафов, подлежащих
уплате вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) в бюджет
Российской Федерации, составляет в настоящее время (с учетом судебных решений)
порядка 15 млрд руб.
По результатам анализа ситуации с ростом
цен в начале 2011 г. ФАС России 9 февраля 2011 г. возбуждено дело в отношении
ОАО по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части
установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, результатом
которого явился необоснованный рост цен.
Для полного и своевременного обеспечения
потребностей внутреннего рынка в автомобильном топливе в настоящее время в
рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина
Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд мер, которые в том
числе предусматривают обязательное согласование планов по ремонту НПЗ с
профильными ведомствами, закрепление норм по поставкам автомобильного топлива
на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн
нефти, а также разработку системы по резервированию нефтепродуктов. Кроме того,
рассматривается вопрос о введении санкций в отношении нефтяных компаний,
которые не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, вплоть до изъятия
у них полученной прибыли.
26.08.2011 Председателем Правительства
Российской Федерации В.В. Путиным подписано Постановление Правительства
Российской Федерации N 716, согласно которому с 1 октября 2011 г. вводится
единая пошлина для темных и светлых нефтепродуктов - 66% от нефтяной, для
бензина - 90%. С 1 января 2015 г. вывоз мазута и нефти будут облагаться
одинаковой ставкой экспортной пошлины. Готовится к подписанию постановление,
согласно которому будет снижен с 65% до 60% коэффициент в формуле нефтяной
пошлины. Данные меры призваны стимулировать вертикально интегрированные нефтяные
компании (ВИНК) модернизировать принадлежащие им НПЗ и увеличить объемы
глубокой переработки нефти внутри страны.
Также Правительством Российской Федерации
принято Постановление от 07.09.2011 N 748 "О внесении изменений в
Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному
мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией
нефтеперерабатывающих мощностей", в соответствии с которым топливо класса
2 допускается к обороту до конца 2012 г., класса 3 - до конца 2014 г., класса 4
- до конца 2015 г. Это позволит увеличить предложение автобензина на российском
рынке за счет автобензина класса 2, который не был допущен к обороту с начала
2011 г. в соответствии с Техническим регламентом.
Кроме того, Распоряжением от 19.05.2009 N
691-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу развития
конкуренции в Российской Федерации. В Плане мероприятий по реализации указанной
Программы предусмотрен ряд мер, направленных на развитие конкуренции на
внутренних рынках нефти и нефтепродуктов, включая развитие биржевой торговли нефтепродуктами
и совершенствование механизмов ценообразования.
Минэкономразвития России также
информирует, что, в случае если Вы располагаете какими-либо данными о нарушении
антимонопольного законодательства, Вы имеете право обратиться с соответствующим
заявлением или жалобой (с приложением всей имеющейся информации) в
антимонопольный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения
или жительства лица, в отношении которого подается заявление или жалоба.
Директор Департамента
развития конкуренции
М.П.ГОРОХОВА
19.10.2011