Вопрос: О
нецелесообразности осуществления государственного регулирования цен на детские
автокресла, а также о государственных мерах, направленных на оказание
материальной поддержки материнству, отцовству и детству.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 2011 г. N ОГ-Д22-1774
Минэкономразвития России рассмотрело
обращение по вопросам доступности и регулирования цен на детские автокресла и
сообщает.
Согласно действующему законодательству
Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию,
являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из
складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Так, Конституцией
Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим
имуществом, гарантируется свобода экономической деятельности (ст. ст. 8 и 35),
что ограничивает возможность государства вмешиваться в процесс рыночного
ценообразования. Гражданским кодексом Российской Федерации определяется право
хозяйствующих субъектов самостоятельно определять сбытовую и ценовую политику,
а также заключать договоры с сервисно-сбытовыми сетями и реализовывать через
них производимые товары, если иное не предусмотрено законом (ст. 421).
Исключение составляют только регулируемые
цены и тарифы естественных и локальных монополий - газ, электроэнергия,
коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также
цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Основы государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от
28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
В соответствии со ст. 4 Закона о торговле
государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
установления требований к ее организации и осуществлению, антимонопольного
регулирования, информационного обеспечения, государственного контроля. При этом
не допускается применение иных методов государственного регулирования торговой
деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Дополнительное вмешательство государства
в ценообразование, в том числе путем установления предельных уровней цен
(тарифов), торговых наценок, способно привести к дестабилизации экономики,
вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического
стимула для деятельности, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней, дефициту основных товаров народного потребления.
С учетом изложенного целесообразность
осуществления государственного регулирования цен на детские автокресла
отсутствует.
В настоящее время в зависимости от своих
доходов потребители в Российской Федерации имеют возможность выбирать из
широкого ассортимента автокресел различных ценовых категорий. При этом
отмечаем, что на цену товара влияет способ его приобретения. Так, в
интернет-магазинах в связи с отсутствием необходимости оплаты аренды торговых
площадей и высокой конкуренцией между продавцами стоимость товаров, как
правило, ниже, чем в стационарных торговых объектах. При этом цены на детские
автокресла имеют широкий ценовой диапазон (от 600 руб. до 17 тыс. руб. за
кресло, данные "Яндекс Маркет") в зависимости от функциональных
особенностей, эргономики, торговой марки, страны-производителя.
Дополнительно сообщаем, что государство
уделяет значительное внимание вопросам оказания материальной поддержки
материнству, отцовству и детству.
Так, ст. 3 Федерального закона от
19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) устанавливает в том числе следующие виды
государственных пособий:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим
на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении
ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
ежемесячное пособие на ребенка.
При этом государственные пособия
индексируются с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного федеральным
законом о федеральном бюджете.
Общий механизм предоставления указанных
государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлен Законом N 81-ФЗ.
Конкретные порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий
определяет Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н.
Также сообщаем, что в целях поддержки
семей, имеющих более одного ребенка, принят Федеральный закон от 29.12.2006 N
256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей".
Указанный Федеральный закон устанавливает
порядок и условия оказания целевой материальной поддержки гражданам, имеющим
более одного ребенка, путем принятия мер, обеспечивающих возможность улучшения
жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного
обеспечения.
Директор Департамента
развития конкуренции
М.П.ГОРОХОВА
24.10.2011