Вопрос: О порядке
установления сервитута для строительства олимпийского объекта, относящегося к
линейным объектам, а также о расчете платы за указанный сервитут.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2011 г. N Д23-3097
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел письмо Минрегиона России в связи с
обращением ОАО "РЖД" по вопросу расчета платы за сервитут для
строительства олимпийского объекта и сообщает.
Как уже отмечалось в Письме
Минэкономразвития России от 21.02.2011 N Д23-633, если земельный участок
находится в муниципальной собственности, а его кадастровый учет не был
произведен, то для установления сервитута для строительства и (или)
эксплуатации олимпийских объектов необходимо использовать номер кадастрового
квартала со схематическим обозначением местоположения сервитута.
Данная позиция основывается на том, что в
соответствии с ч. 10 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ
"Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI
Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как
горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ) соглашение
об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении
сервитута, которое, в свою очередь, принимается на основании заявления.
При этом согласно п. 3 ч. 16 ст. 15.2
Федерального закона N 310-ФЗ к заявлению о предоставлении сервитута прилагается
копия утвержденной документации по планировке территории для размещения
олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов в случае
установления сервитутов в целях, предусмотренных п. п. 1 - 3 ч. 2 данной статьи
(строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных
сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи,
трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других
линий и сетей, канатных дорог), прохода, проезда, а также провоза строительных
и иных материалов через земельный участок для строительства и (или)
эксплуатации олимпийских объектов, строительства временных или вспомогательных
сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных
и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов).
Таким образом, для принятия решения об
установлении сервитута для строительства олимпийских объектов не требуется
постановка на кадастровый учет земельного участка, в отношении которого
планируется установить сервитут. При этом данное положение распространяется
только на олимпийские объекты, предусмотренные п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15.2
Федерального закона N 310-ФЗ. В остальных случаях для установления сервитута
требуется постановка земельного участка на кадастровый учет.
В обращении ОАО "РЖД" идет речь
о строительстве олимпийского объекта "Совмещенная (автомобильная и
железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис"
со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи -
Адлер - Веселое". Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N
137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии
связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные
сооружения.
Таким образом, указанный олимпийский
объект относится к линейным объектам и на него распространяются положения п. 1
ч. 2 ст. 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ.
В соответствии с положениями действующего
законодательства кадастровый квартал имеет свои границы и площадь.
В связи с изложенным, так как к заявлению
о предоставлении сервитута в вышеуказанных целях прилагается копия утвержденной
документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с
указанием планируемых границ сервитутов, при определении площади и границ
сервитута необходимо исходить из площади и границ схематического обозначения
местоположения сервитута. Работы по уточнению площади и границы сервитута на местности
могут быть осуществлены кадастровым инженером.
В соответствии с п. 20 ст. 15.2
Федерального закона N 310-ФЗ в целях подготовки проекта соглашения об
установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут,
обеспечивают заключение договора с оценщиком на проведение расчета платы за
установление постоянного сервитута.
Таким образом, расчет платы за сервитут в
вышеуказанном случае осуществляется по результатам рыночной оценки с учетом
положений Федерального закона N 310-ФЗ.
В части освобождения ОАО "РЖД"
от платы за сервитут сообщаем. Положения п. 21.2 ст. 15.2 Федерального закона N
310-ФЗ распространяются на организации, осуществляющие строительство и (или)
эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения, олимпийских объектов
краевого значения или олимпийских объектов муниципального значения, в случае,
если строительство и (или) эксплуатация указанных олимпийских объектов
предусмотрены за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края
или бюджета муниципального образования "Город-курорт Сочи"
соответственно.
При этом строительство указанных объектов
должно осуществляться за счет средств названных бюджетов в полном объеме.
Таким образом, если ОАО "РЖД"
осуществляет строительство указанного олимпийского объекта полностью за счет
средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края или бюджета
муниципального образования "Город-курорт Сочи", то оно освобождается
от платы за сервитут. В иных случаях плата за сервитут взимается.
Врио директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
21.07.2011