Вопрос: О
разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, касающихся
установления требований к качеству поставляемого товара при размещении заказа
для государственных и муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в
электронной форме; размещения заказов у единственного поставщика; определения
срока подачи котировочной заявки; открытия муниципальным заказчиком лицевых
счетов в финансовом органе муниципального образования РФ для проведения
открытых аукционов в электронной форме.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2011 г. N Д02-5923
В Правовом департаменте обращения о
разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон, обращения)
рассмотрены.
По содержанию обращений сообщаем
следующее.
1. В соответствии с нормами Закона (в
частности, с п. 1 ч. 4 ст. 41.6) документация о размещении заказа для
государственных или муниципальных нужд должна содержать сведения об условиях
выполнения контракта, в частности требования к качеству, техническим
характеристикам товара, требования к его безопасности, требования к
функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к
размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с
определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом
согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями
обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Таким образом,
требования к качеству поставляемого товара при размещении заказа для
государственных и муниципальных нужд содержатся в государственном или
муниципальном контракте, а также отражаются в документации о размещении
соответствующего заказа.
В то же время в соответствии с
действующим законодательством в сфере размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
заказчик при размещении заказа устанавливает требования к качеству товара, а
также проверяет качество товара самостоятельно.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона
Закон применяется во всех случаях размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и
нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных Законом. При
этом под государственными нуждами, муниципальными нуждами, нуждами бюджетных
учреждений понимаются обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета
или бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности
государственных, муниципальных и иных заказчиков в товарах, работах, услугах,
необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также потребности
в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Также сообщаем, что в соответствии с
Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом
Минэкономразвития от 07.06.2011 N 273 (далее - Номенклатура), услуги по
судейству соревнований относятся к п. 218 "Услуги по организации отдыха и
развлечений прочие" Номенклатуры (код по ОКДП - 9240000).
Дополнительно сообщаем, что в
соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона заказы на поставки одноименных товаров,
выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг у единственного
поставщика заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую
указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. Таким образом, в
случае превышения вышеуказанной суммы заказчик не имеет права размещать
соответствующие заказы у единственного поставщика по указанному основанию и
обязан осуществлять размещение заказа в других формах (или у единственного
поставщика по иным основаниям) в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных
нужд.
3. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6
Закона документация об открытом аукционе должна содержать сведения о
требованиях к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, а
также требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам)
товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели,
связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям
заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения
соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке
товара максимальные и (или) минимальные значения вышеуказанных показателей и
показатели, значения которых не могут изменяться.
Дополнительно считаем целесообразным
обратить внимание заявителя, что в соответствии с действующим законодательством
о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд заказчики устанавливают требования к
качеству товара, являющегося предметом закупок, самостоятельно. Данные
требования отражаются в документации о размещении заказа.
4. В соответствии с п. 33 ч. 2 ст. 55
Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
осуществляется заказчиком в случае, если выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских или технологических работ осуществляется бюджетным
учреждением за счет денежных и иных средств (за исключением средств бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации), передаваемых безвозмездно и
безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами
и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями,
получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации
в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение
конкретных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Таким
образом, положения вышеупомянутой нормы не распространяются на гранты,
выделяемые из средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе
гранты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а
также внебюджетных государственных фондов.
5. Согласно ч. 2 ст. 46 Закона
котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику,
уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в
срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Вместе с тем в
соответствии с ч. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в
организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются
сделанными в срок. Таким образом, котировочная заявка, поданная участником
размещения заказа через организацию почтовой связи с соблюдением сроков,
указанных в извещении о проведении запроса котировок, считается поданной в
надлежащий срок. Дополнительно обращаем внимание, что сведения об отправленной
почтой котировочной заявке, доведенные участником размещения заказа до
заказчика с помощью средств электронной связи, не могут расцениваться как
котировочная заявка, поданная в электронной форме.
6. В соответствии со ст. 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) произведение заказчиком оплаты по
государственному или муниципальному контракту, заключенному по результатам
размещения заказа для государственных или муниципальных нужд, является
бюджетным обязательством соответствующего уровня и подлежит исполнению в рамках
системы операций по исполнению бюджета в соответствии с БК РФ. Вместе с тем в
соответствии со ст. 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета,
осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий,
производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями БК РФ
в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации
(муниципального образования).
Дополнительно считаем целесообразным
сообщить заявителю, что Закон норм, устанавливающих специальные требования к
открытию счетов муниципальным заказчиком, в том числе для проведения открытых
аукционов в электронной форме, не содержит.
7. Также сообщаем, что Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, функции
по осуществлению официального толкования и разъяснения действующего
законодательства Российской Федерации за Министерством не закреплены, в связи с
чем изложенная позиция Департамента не является обязательной для
правоприменителя и носит исключительно рекомендательный характер.
Заместитель директора
Правового департамента
Д.Н.БЛОХИНА
29.07.2011