Вопрос: О праве
ОАО не размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в
соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ; о
необходимости ОАО с 01.01.2012 руководствоваться положениями Федерального
закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг в случае
превышения доли участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО 50%.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2011 г. N ОГ-Д28-776
Департамент развития федеральной
контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении
обязанности применения ОАО Федеральных законов от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и от
18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает свое мнение.
Согласно ст. 4 Закона N 94-ФЗ
государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают
соответственно государственные органы (в том числе органы государственной
власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы
местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за
счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными
заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников
финансового обеспечения их исполнения.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств
соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный
орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного
самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие
право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени
публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если
иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, поскольку ОАО не является
получателем бюджетных средств и, соответственно, не является государственным
или муниципальным заказчиком, оно вправе не размещать заказы на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона N
94-ФЗ.
Закон N 223-ФЗ, вступающий в силу с 1
января 2012 г., устанавливает общие принципы и основные требования к закупке
товаров, работ, услуг, в том числе в отношении хозяйственных обществ, в
уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает
пятьдесят процентов.
Таким образом, в случае, если в уставном
капитале ОАО доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов,
начиная с 1 января 2012 г. ОАО при закупке товаров, работ, услуг будет обязано
руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.
Директор Департамента развития
федеральной контрактной системы
О.В.АНЧИШКИНА
03.08.2011