Вопрос: О праве
субъектов РФ до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять
собственное нормативно-правовое регулирование по вопросам определения правил об
очередности предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и
дачным некоммерческим объединениям.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2011 г. N Д23-3292
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу предоставления
земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства,
огородничества и дачного хозяйства и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок предоставления земельных
участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и
дачного строительства устанавливается Кодексом и Федеральным законом от
15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 66-ФЗ закреплен
порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (далее -
объединения), а также порядок действий органа местного самоуправления,
направленных на создание объединений.
Согласно п. 5 ст. 14 Закона N 66-ФЗ
объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или
иным принципом, земельные участки предоставляются в заявительном порядке,
установленном п. 4 настоящей статьи, в том числе объединениям, созданным по
инициативе граждан.
Следует отметить, что согласно п. 1 ст.
16 Закона N 66-ФЗ объединение создается на основании решения граждан.
Очередность предоставления садовых,
огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации
соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с
законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов
Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или
дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о
предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения
в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до
сведения заинтересованных граждан (п. 2 ст. 13 Закона N 66-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 4 ст. 13 Закона N
66-ФЗ орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан,
подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного
участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных
участках.
Таким образом, федеральное
законодательство не устанавливает правила об очередности предоставления
земельного участка некоммерческим объединениям, сформированным по тому или
иному принципу.
В соответствии с пп. "в" п. 1
ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе вопросы
владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами.
Согласно п. 2 ст. 76 Конституции
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, до принятия
соответствующих федеральных законов по вопросам совместного ведения субъекты
Российской Федерации могут осуществлять собственное нормативно-правовое
регулирование.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
05.08.2011