Вопрос: О
предоставлении земельного участка для строительства с предварительным
согласованием места размещения объекта, а также о возможности обжалования в
суде решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об
отказе в размещении объекта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2011 г. N Д23-3344
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о выборе земельного
участка для строительства и в пределах своей компетенции сообщает.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития
России не наделено полномочиями по оценке решений, действий (бездействия)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
В соответствии со ст. 132 Конституции
Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного
порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Вместе с тем в части своей компетенции по
вопросу, связанному с предоставлением земельного участка для строительства с
предварительным согласованием места размещения объекта, сообщаем следующее.
Порядок выбора земельного участка для
строительства установлен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее
- Земельный кодекс) и заключается в следующем.
Орган, уполномоченный на распоряжение
земельными участками, по заявлению гражданина или юридического лица
обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного
кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий
использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством
определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в
случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами
местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка
оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в
необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной
зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления
схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или
кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными
вариантами их выбора.
Орган, уполномоченный на распоряжение
земельными участками, принимает решение о предварительном согласовании места
размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии
с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении
объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта
с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или
кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении
объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании
места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о
предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех
лет.
В соответствии с п. 9 ст. 31 Земельного
кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об
отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в
суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о
предварительном согласовании места размещения объекта орган местного
самоуправления, принявший такое решение, возмещает гражданину или юридическому
лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для
принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, в соответствии со ст. 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации
и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий
(бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц,
если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
09.08.2011