Вопрос: О
разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2011 г. N Д02-6199
В Правовом департаменте обращения о
разъяснении отдельных норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон, обращения)
рассмотрены.
По содержанию обращений сообщаем
следующее.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 17
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничение
конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции
(товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с
товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются
предметом торгов.
Вместе с тем в соответствии с нормами
Закона заказчик при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд
осуществляет формирование отдельных лотов самостоятельно с учетом требований
действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов для
государственных и муниципальных нужд и о защите конкуренции.
Дополнительно считаем целесообразным
обратить внимание заявителя, что в настоящее время вступила в законную силу
Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчика, утвержденная Приказом
Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N 273.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона
документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком,
уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ,
услуг, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам
(потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара,
требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением
соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг
потребностям заказчика. Таким образом, заказчик устанавливает требования к
качеству и техническим характеристикам товаров, работ, услуг, являющихся
предметом аукциона, самостоятельно. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о
защите конкуренции установлен запрет на создание участнику торгов или
нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. Таким
образом, установление требований к качеству товаров, работ, услуг, заведомо
создающих преимущество отдельным участникам размещения заказа для
государственных или муниципальных нужд, не допускается.
3. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона, в
случае если создан орган местного самоуправления, уполномоченный на
осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (уполномоченный
орган), он осуществляет функции по размещению заказов для заказчиков,
определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за
исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также
гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, которые
подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия
уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании
такого уполномоченного органа.
Таким образом, правомочие уполномоченного
органа проводить совместные торги в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных
нужд устанавливается решением о создании такого уполномоченного органа.
Обращаем внимание, что Закон не связывает наличие у уполномоченного органа
собственных нужд с наличием у него упомянутого правомочия.
4. В соответствии с положениями Закона
при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд заказчик,
уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые
должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования,
начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых
составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского
оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства
о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий
производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с
товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти
процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Порядок и срок
предоставления обеспечения определяются Гражданским кодексом Российской
Федерации с учетом требований положений Закона о заключении контракта по
результатам размещения заказа.
В соответствии с положениями Закона, в
случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование
обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после
предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной
банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора
поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в
форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта,
предусмотренном конкурсной документацией. Способ обеспечения исполнения
контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником
конкурса самостоятельно. Если победителем конкурса или участником конкурса, с
которыми заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком,
уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта,
предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется.
5. В соответствии с положениями Закона
заявка участника размещения заказа для государственных или муниципальных нужд
должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем
такую заявку, в том числе полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня
размещения заказа выписку из единого государственного реестра юридических лиц
или нотариально заверенную копию такой выписки, а также копии учредительных
документов юридического лица. В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 6
Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в
государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или
индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из
соответствующего государственного реестра; копии документа (документов),
содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии
запрашиваемой информации. Таким образом, выписка из реестра и копии документов,
содержащиеся в соответствующем реестре, являются различными видами сведений о
лице, предоставляемых уполномоченным органом в сфере регистрации юридических
лиц и носящих официальный характер. При этом Закон не указывает на
необходимость предоставления соответствующих сведений в двух формах
одновременно и не содержит требований о предоставлении копии учредительных
документов с отметкой регистрирующего органа. Исходя из вышеизложенного копии
документов изготавливаются и заверяются участником размещения заказа
самостоятельно, редакции соответствующих документов должны быть актуальными и
соответствовать сведениям о юридическом лице, внесенным в единый
государственный реестр юридических лиц.
Обращаем внимание, что юридическую силу
имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган
наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной
компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых
актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти ни
действующим законодательством, ни Положением о Министерстве экономического
развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, не наделено компетенцией по
разъяснению законодательства Российской Федерации.
Врио директора
Правового департамента
Е.А.БЕЛИКОВА
12.08.2011