МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 676-РХ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ
МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В рамках реализации приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения в соответствии с Федеральным
законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851 "О порядке
финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году
учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную
медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по
оказанию дополнительной медицинской помощи" предусмотрено осуществление
денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым,
врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым
врачей-терапевтов участковых, медицинским сестрам участковым врачей-педиатров
участковых, медицинским сестрам врачей общей практики за оказание
дополнительной медицинской помощи в рамках выполнения государственного задания
в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Отвечая на вопросы, возникающие при
осуществлении денежных выплат, Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации разъясняет:
1. В соответствии с Приказом
Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2005 года N 816 "Об утверждении
Методических рекомендаций по оформлению в 2006 году трудовых отношений между
врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей
практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми
врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров
участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и учреждениями
здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную
медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации)" установлено, что
дополнительное соглашение об увеличении объема выполняемой работы в связи с
выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской
помощи заключается с работником, занимающим штатную должность в полном объеме
(не менее одной ставки) и с соответствующей численностью обслуживаемого
прикрепленного населения.
Установленная соответствующая численность
обслуживаемого прикрепленного населения определена в 1700 человек для
терапевтических участков (Приказ Министерства здравоохранения СССР от 26
сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах медицинского,
фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных
больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов
и поселков городского типа с населением до 25 тысяч человек, участковых
больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских
пунктов", Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11 октября 1982 года
N 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала
городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч
человек"), в 1500 человек для участков врачей общей практики и в 1200
человек для участков семейных врачей (Приказ Минздрава России от 21 марта 2003
года N 112 "О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной
(семейной) практики"), в 800 человек для педиатрических участков (Приказ
Минздрава России от 16 октября 2001 года N 371 "О штатных нормативах
медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник
(поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч
человек").
Вместе с тем Минздравсоцразвития России
считает возможным в исключительных случаях с соответствующим обоснованием
разрешить осуществление денежных выплат медицинским работникам, обслуживающим
малокомплектные терапевтические и педиатрические врачебные участки (ниже
установленных нормативов на 200 человек), в случае занятия ими штатной
должности в объеме не менее 1 ставки.
При этом руководителям органов управления
здравоохранением муниципальных образований рекомендуется в целях улучшения
качества и доступности медицинской помощи, ее профилактической направленности,
эффективного использования ресурсов здравоохранения провести оптимизацию сети
первичного звена здравоохранения в целях приведения в соответствие с функциями,
объемом и характером деятельности.
Предусмотреть, особенно в сельской
местности, организацию первичной медико-санитарной помощи по принципу врача
общей практики (семейного врача), а также рассчитывать штатные нормативы
амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом возрастно-полового состава,
географических и иных особенностей территорий.
2. В соответствии с Федеральным законом
от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления при
отсутствии на территории муниципального района (городского округа) учреждений
здравоохранения муниципального образования, а также учреждений здравоохранения
субъекта Российской Федерации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь,
и наличии иных медицинских организаций (федеральных учреждений здравоохранения,
медицинских организаций независимо от ведомственной принадлежности) могут
реализовать свои полномочия через упомянутые организации, посредством издания
муниципального правового акта о формировании и размещении в данных организациях
муниципального заказа на основании муниципального контракта, заключаемого в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В этом случае медицинские работники
указанных медицинских учреждений могут участвовать в оказании дополнительной
медицинской помощи и соответственно получать установленную денежную выплату на
основании дополнительного соглашения к трудовому договору.
3. В соответствии с Приказом Министерства
здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах
медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных
районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник
(амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тысяч
человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и
фельдшерско-акушерских пунктов" в участковых больницах и амбулаториях,
расположенных в сельской местности, для оказания амбулаторно-поликлинической
помощи населению предусмотрены должности врачей-терапевтов и врачей-педиатров.
При установлении, что врачи указанных
категорий фактически работают по участковому принципу и выполняют обязанности
врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых в полном объеме,
руководители органов управления здравоохранением муниципальных образований, в
рамках полномочий, предусмотренных статьей 8 "Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан", в зависимости от конкретных
условий труда, могут вводить вместо должностей врачей-терапевтов и
врачей-педиатров соответственно должности врачей-терапевтов участковых и
врачей-педиатров участковых.
4. В соответствии с Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005
года N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной
медико-санитарной помощи" задачи учреждений по оказанию первичной
медико-санитарной помощи выполняются медицинскими работниками данных учреждений,
в том числе специалистами со средним медицинским образованием.
В штатных нормативах медицинского
персонала для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению
предусмотрены должности медицинских сестер участковых терапевтических,
педиатрических участков и медицинских сестер врача общей практики,
устанавливаемые из расчета врачебных должностей.
Однако, если указанные категории
медицинских сестер работают на врачебных участках, не укомплектованных
врачебными кадрами, или работают с фельдшерами, обслуживающими данный участок,
и исполняют в рамках своей компетенции должностные обязанности в полном объеме
(не менее одной ставки), с соответствующей численностью обслуживаемого
прикрепленного населения, то они могут получать установленную денежную выплату
на основании дополнительного соглашения к трудовому договору.
Заместитель Министра
Р.А.ХАЛЬФИН