МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 2006 г. N 3736-РХ
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросам реализации
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и сообщает.
По вопросу затрат на проведение
дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.
Дополнительная диспансеризация в 2006
году проводится в отношении граждан в возрасте 35 - 55 лет, прежде всего за
счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с тарифами
территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленными
в каждом субъекте Российской Федерации и, кроме того, за счет средств,
направляемых из фонда софинансирования в виде субсидий, которые предоставляются
ежемесячно Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
территориальным фондам обязательного медицинского страхования, исходя из
численности работающих граждан, в отношении которых проводится дополнительная
диспансеризация, и норматива затрат на проведение дополнительной
диспансеризации одного работающего гражданина.
По мере прохождения дополнительной
диспансеризации на каждое посещение к врачам-специалистам заводится "Талон
амбулаторного пациента" (учетная форма N 025-12/у с отметками литерами
"ДД", утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004),
посещения учитываются в дневнике учета врачебных посещений в установленном
порядке и представляются к оплате в территориальный фонд обязательного
медицинского страхования.
Кроме того, по факту законченного случая
дополнительной диспансеризации, по мере представления учреждением здравоохранения
счетов, в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования, производится оплата в размере норматива затрат на проведение
дополнительной диспансеризации, установленного Приказом Минздравсоцразвития
России от 22.03.2006 N 188 (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта, N 7614)
"О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан,
работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования,
здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в
научно-исследовательских учреждениях".
Средства, полученные учреждениями
здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации, направляются ими
на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной
диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов
участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых
врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной)
практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения
дополнительной диспансеризации работающих граждан.
По вопросу заключения договора между
учреждением здравоохранения, не имеющим лицензии на осуществление работ и услуг
по оказанию соответствующей медицинской помощи.
При отсутствии у учреждения
здравоохранения, обеспечивающего проведение дополнительной диспансеризации,
лицензии на осуществление работ и услуг по оказанию медицинской помощи по
отдельным специальностям, вопрос может быть урегулирован путем заключения
гражданско-правового договора между данным учреждением здравоохранения, с одной
стороны, и учреждением здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление
данного вида медицинской деятельности о возмещении расходов, понесенных ею в
связи с проведением диспансеризации, за счет средств, перечисленных
территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
По вопросу включения федеральных и
ведомственных учреждений здравоохранения в перечень лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих дополнительную медицинскую помощь в рамках
государственного задания.
С целью решения вопроса о включении
федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения в перечень учреждений,
реализующих приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные
законы "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2006 год" и "О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2006 год".
Данным проектом предусматривается
возможность участия ведомственных медицинских организаций в выполнении
государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а также
медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, в случае
отсутствия на территории муниципального образования (городского округа)
муниципальных учреждений здравоохранения либо учреждений здравоохранения
субъектов Российской Федерации, при условии размещения в указанных
ведомственных учреждениях здравоохранения в установленном законодательством
порядке муниципального заказа.
При этом проектом Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральные законы "О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и "О
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год"
предусматривается распространение его действия на отношения, возникшие с 1
января 2006 года.
В настоящее время проект Федерального
закона находится на согласовании в Минфине России и Минэкономразвития России.
По вопросу учета денежных выплат
медицинским работникам при расчетах среднего заработка и источниках
финансирования дополнительных расходов, связанных с увеличением размера
среднего заработка работника, сообщаем.
Информационным письмом
Минздравсоцразвития России от 13.06.2006 N 187-МЗ разъяснило, что Федеральным
законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусмотрено финансовое
обеспечение государственного задания в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на
2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии -
соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации),
дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми,
врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их
медицинскими сестрами по тарифам, утверждаемым Фондом, которое является
расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Указанные выплаты (надбавки
стимулирующего характера) осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение
дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику
законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются
частью заработной платы работника.
В соответствии со статьей 139 Трудового
кодекса Российской Федерации их необходимо учитывать при исчислении средней
заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской
Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке,
установленном законодательством.
Финансирование дополнительных расходов
учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка работника,
должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том
числе средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского
страхования.
По вопросу осуществления денежных выплат
работникам скорой медицинской помощи.
Федеральным законом от 26 декабря 2005 г.
N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 356 "О порядке
предоставления в 2006 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на
денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам,
фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи" предусмотрены денежные
выплаты врачам, фельдшерам (акушеркам) и медсестрам скорой медицинской помощи
учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих скорую
медицинскую помощь.
Таким образом, в перечень медицинских
работников на получение указанных денежных выплат включены средние медицинские
работники, в том числе и занимающие должности фельдшера или медицинской сестры
по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Денежные выплаты другим категориям
работников скорой медицинской помощи, в том числе главному врачу, его
заместителям, главной медицинской сестре (фельдшеру), санитарам, медицинскому
статистику, медицинскому регистратору стола справок, медицинскому дезинфектору,
сестре-хозяйке, фармацевтическому персоналу, водителям автомобилей скорой
медицинской помощи, указанным Постановлением не предусмотрены.
Вместе с тем в рамках реализации
указанного Постановления субъект Российской Федерации в установленном порядке
должен установить размеры, условия и порядок осуществления денежных выплат.
В этой связи органы государственной
власти субъектов Российской Федерации имеют возможность из средств местных
бюджетов субъекта Российской Федерации включить в перечень на получение
денежных выплат и других работников скорой медицинской помощи в соответствии с
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации", которым определено их право по повышению
заработной платы работникам учреждений здравоохранения, включая порядок
установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат.
Р.А.ХАЛЬФИН