МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2006 г. N 5350-Пр
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, К КАТЕГОРИИ
"ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ"
В соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации от 28 июля 2006 г. N МФ-П42-3567 и закрепленной за
Минздравсоцразвития России функцией по выработке государственной политики и
нормативному правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы
Минздравсоцразвития России направляет рекомендации по отнесению лиц, замещающих
должности федеральной государственной гражданской службы, к категории
"обеспечивающие специалисты", введенной Федеральным законом от 27
июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации" и учрежденной Указом Президента Российской Федерации от 31
декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной
гражданской службы".
М.Ю.ЗУРАБОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, К КАТЕГОРИИ
"ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ"
I. Основные
положения и понятия
В связи со вступлением в силу Указа
Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном
содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ
о денежном содержании) с 1 августа 2006 года в полном объеме вступил в силу Указ
Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре
должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ о
Реестре). В соответствии с пунктом 7 Указа о Реестре руководителям федеральных
государственных органов необходимо привести наименования должностей федеральной
государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) в
федеральных государственных органах (далее - государственный орган), а также
нормативные правовые акты государственных органов в соответствие с Указом о
Реестре. В связи с этим руководителями государственных органов должны быть
проведены мероприятия по совершенствованию организационной структуры и введены
в действие новые штатные расписания.
В соответствии с положениями о государственных
органах структура и штатное расписание государственного органа утверждаются
руководителем государственного органа в пределах фонда оплаты труда и
численности федеральных государственных гражданских служащих (далее -
гражданские служащие), замещающих должности гражданской службы.
Статья 9 Федерального закона от 27 июля
2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливает классификацию
должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на
категории "руководители", "помощники (советники)",
"специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также
распределяются по пяти группам: "высшие", "главные",
ведущие", "старшие" и "младшие". При этом должности
категории "обеспечивающие специалисты" высшей группы должностей не
имеют. В соответствии с этим в штатных расписаниях государственных органов
потребуется провести разделение гражданских служащих, замещающих должности
гражданской службы, на две категории: "специалисты" и "обеспечивающие
специалисты".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи
9 Федерального закона "обеспечивающие специалисты" - должности,
учреждаемые для организационного, информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности
федеральных государственных органов и замещаемые без ограничения срока
полномочий.
Изменение штатного расписания и введение
должностей категории "обеспечивающие специалисты" осуществляется на
основании нормативного правового акта государственного органа (приказа,
распоряжения) о проведении организационно-штатных мероприятий.
Должности категории "обеспечивающие
специалисты", вводимые штатным расписанием государственного органа, могут
предусматриваться как в рамках структурного подразделения государственного
органа (департамента или управления, либо иного), так и в рамках подразделения,
входящего в состав структурного подразделения государственного органа.
Например, в первом случае должность категории "обеспечивающие специалисты"
может предусматриваться для обеспечения деятельности приемной руководителя
структурного подразделения государственного органа, если это предусмотрено
должностным регламентом по данной должности, в другом случае должность
категории "обеспечивающие специалисты" может предусматриваться в
подразделении, входящем в состав структурного подразделения государственного
органа.
При формировании структуры
государственного органа целесообразно исходить из того, что оптимальное с точки
зрения управленческой эффективности количество должностей гражданской службы
категории "обеспечивающие специалисты", как правило, должно
составлять до 10 - 15% общей численности гражданских служащих, замещающих
должности гражданской службы, введенные штатным расписанием государственного
органа.
В части, касающейся федеральных органов
исполнительной власти, в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата
федеральных органов исполнительных органов" штатная численность департамента
не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20 единиц, отдела - менее 10
единиц, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц, а в
структуру департамента и управления не могут входить менее 3 отделов.
II. Разъяснения по
отнесению должностей гражданской службы
к категории "обеспечивающие
специалисты"
Должности гражданской службы в
структурных подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены
обязанности по приему и регистрации документов, учетно-справочная работа,
связанная с документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а
также обязанности по обеспечению деятельности приемной руководителя
федерального государственного органа или руководителя структурного
подразделения, должны преимущественно относиться к категории
"обеспечивающие специалисты".
Учитывая, что отдельными структурными
подразделениями государственного органа осуществляются как функции
организационного, информационного, документационного, финансово-экономического,
хозяйственного обеспечения деятельности федерального государственного органа,
так и иные функции (функции по выработке бюджетной политики, нормативному
правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т.д.), в штатное
расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории
"специалисты", так и должности категории "обеспечивающие
специалисты".
В любом структурном подразделении наряду
с должностями категории "специалисты" могут быть предусмотрены одна
или несколько должностей категории "обеспечивающие специалисты".
Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде
всего, должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной
регламент.
В связи с этим при отнесении некоторых
должностей к категории "обеспечивающие специалисты" следует учитывать
функциональное содержание служебных обязанностей по должности гражданской
службы на основе должностного регламента и соответствующие требования,
предъявляемые законодательством Российской Федерации о государственной
гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и группы должностей.
При этом устанавливаемые в структуре государственного органа должности следует
относить к той или иной категории должностей с учетом исключения факторов
демотивации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, а
также исходя из управленческой целесообразности, которая определяется с учетом
мнений руководителей структурных подразделений и руководителя государственного
органа.
Например, по главной группе должностей:
- разработка проектов организационных
решений, связанных с реализацией задач подразделения, предложений по
совершенствованию технологических процессов;
- обеспечение руководителя структурного
подразделения или его заместителей необходимой информацией по рассматриваемым
вопросам;
- обеспечение выполнения служебных
заданий, соблюдения установленной технологии работ;
- участие в информационном обеспечении
работы согласительных, специальных и других комиссий;
- по поручению руководителя структурного
подразделения подготовка обзорных, аналитических и иных информационных материалов
и справок и т.д.
По ведущей группе должностей:
- ведение делопроизводства (получение,
регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);
- организация работы службы
делопроизводства;
- проведение экспертизы ценности
документов;
- формирование и ведение
автоматизированного информационно-справочного банка данных;
- подготовка обзорных и иных
информационных материалов по вопросам, отнесенным к введению подразделения;
- подготовка отчетов,
организационно-распорядительной, информационно-аналитической, технической
документации;
- организационно-техническое обеспечение
мероприятий, проводимых подразделением;
- ведение Web-страницы структурного
подразделения;
- техническое обеспечение деятельности
структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение
заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);
- систематическое информирование
руководителя государственного органа, руководителей структурных подразделений и
их заместителей о состоянии исполнения документов и поручений.
По старшей группе должностей:
- организация работы службы
делопроизводства;
- участие в ведении делопроизводства
(получение, регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);
- техническое обеспечение деятельности
структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение
заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);
- контроль за получением, регистрацией,
прохождением документов в подразделении;
- ведение автоматизированного
информационно-справочного банка данных;
- взаимодействие с организационными и
хозяйственными подразделениями для обеспечения четкой работы и т.д.
По младшей группе должностей:
- выполнение четко регламентированных
технологических процессов;
- техническое обеспечение деятельности
подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на
канцтовары) и т.д.
III. Процедуры
назначения на должность гражданской
службы, освобождения от замещаемой должности и
увольнения
с гражданской службы
В нормативном правовом акте (приказе,
распоряжении) государственного органа должна быть указана обоснованная причина
проведения организационно-штатных мероприятий:
- сокращение должностей (например, в
случае если данная должность упразднена Указом о Реестре (отсутствует в нем)
либо ее наименование изменилось, руководителем государственного органа принято
решение об изменении структуры, штатного расписания государственного органа);
- изменение существенных условий
служебного контракта (например, в случае если данная должность присутствует в
Указе о Реестре и штатном расписании государственного органа, но изменились
группа и/или категория должностей, условия оплаты труда и др.).
При проведении указанных мероприятий
необходимо учитывать, что согласно пункту 12 Указа о Реестре переназначение
лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы,
на должности федеральной государственной гражданской службы производится только
в случаях, если в Указе о Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими
должностей. Переназначение производится с учетом квалификационных требований к
должностям гражданской службы.
О сокращении должности или об изменении
существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть
уведомлен руководителем государственного органа в письменной форме не позднее
чем за два месяца до введения соответствующих организационно-штатных
мероприятий.
Переназначение гражданского служащего на
должность категории "обеспечивающие специалисты" производится путем
направления руководителем государственного органа официального уведомления
гражданскому служащему с предложением должности, имеющейся в штатном
расписании, с учетом установленных квалификационных требований и в соответствии
с частью 7 статьи 71 Федерального закона и пунктом 11 Указа о денежном
содержании, поскольку должность, замещаемая им ранее, сокращена либо
существенные условия служебного контракта изменены.
В случае согласия гражданского служащего,
ранее замещавшего должность, наименование которой упразднено в связи с
введением Указа о Реестре (отсутствует в нем), на замещение должности с иным
наименованием, производится его переназначение на должность гражданской службы.
В случае согласия гражданского служащего
замещать предложенную ему должность гражданской службы, гражданский служащий
направляет на имя руководителя государственного органа заявление о назначении
его на предложенную должность, после чего в служебный контракт вносятся
соответствующие изменения. Служебный контракт при этом не перезаключается.
В случае несогласия с предложенной для
замещения должностью гражданской службы гражданский служащий по истечении двух
месяцев с момента предупреждения о сокращении должности или об изменении
существенных условий служебного контракта освобождается от замещаемой
должности, увольняется с гражданской службы и служебный контракт с ним
прекращается.
Принимая во внимание, что упразднение
наименований ряда должностей и введение новых наименований должностей, входящих
в категорию "обеспечивающие специалисты", не связано с изменением
существенных условий профессиональной деятельности гражданских служащих, и,
напротив, ранее выполняемые ими должностные обязанности и функции сохранены,
представляется, что в этом случае основанием для увольнения и прекращения
служебного контракта является сокращение должности, предусмотренное пунктом 6
части 1 статьи 33 Федерального закона.
Если гражданский служащий не согласен на
замещение должности гражданской службы, руководитель государственного органа
обязан обеспечить предоставление ему государственных гарантий, предусмотренных
Федеральным законом, в том числе:
- предоставить с учетом его уровня
квалификации, профессионального образования и стажа возможность замещения иной
должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе;
- направить гражданского служащего на
профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В целях соблюдения основных и
дополнительных государственных гарантий гражданских служащих, установленных
законодательством Российской Федерации, при проведении организационно-штатных
мероприятий необходимо учитывать, что на основании пункта 1 части 1 статьи 7
Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные
служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право
на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы в
случае ликвидации федеральных органов государственной власти, иных
государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных
государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их
аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
При увольнении с гражданской службы в
соответствии со статьей 29 Федерального закона (изменение существенных условий
служебного контракта по инициативе руководителя государственного органа)
гражданский служащий права на пенсию за выслугу лет не имеет.
В связи с поступающими обращениями
федеральных государственных органов и в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет
разработку методических рекомендаций по реализации Указа о Реестре в
федеральном государственном органе, которые будут направлены дополнительно.