МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2007 г. N 4292-ВС
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации рассмотрело обращение (от 28.04.2007 N
3257/101-11) по вопросам реализации приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения в 2007 году, в части осуществления денежных выплат медицинским
работникам первичного звена здравоохранения, и сообщает.
I. По вопросу учета денежных выплат,
установленных врачам-терапевтам и врачам-педиатрам участковым, а также их
медицинским сестрам при исчислении среднего заработка, информируем, что в
соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета
средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда
виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от
источников этих выплат.
Денежные выплаты медицинским работникам, осуществляемые
в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2006 г. N 825 "О порядке финансового обеспечения в 2007 году
расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения
муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а
при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта
Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной
медицинской помощи" (далее - Постановление), осуществляются в рамках
трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах
определенной работнику законодательством продолжительности рабочего времени,
являются надбавками стимулирующего характера, следовательно, входят в
заработную плату работника и должны учитываться при исчислении средней
заработной платы во всех случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 3 Постановления субвенции,
передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на
финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на
осуществление денежных выплат медицинским работникам с учетом коэффициентов, а
также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Таким образом, объем средств,
предусмотренный в федеральном бюджете на осуществление указанных денежных
выплат, не может являться источником финансирования дополнительных расходов
учреждений, выполняющих государственное задание, в том числе выплат медицинским
работникам, находящимся в отпуске, в командировке и в других случаях, когда за
ними сохраняется средняя месячная заработная плата.
Вместе с тем Минздравсоцразвития России
Приказом от 26 января 2007 г. N 65 "Об утверждении Методических
рекомендаций по оформлению в 2007 году трудовых отношений между
врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей
практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми
врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми
врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и
учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную
медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации)" рекомендовал для расчета
средней заработной платы учитывать все предусмотренные системой оплаты труда
виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от
источников этих выплат.
С целью определения источников
финансирования расходов учреждений, выполняющих государственное задание по
оказанию дополнительной медицинской помощи, возникающих в связи с увеличением
размера средней месячной заработной платы работников Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, совместно с
Министерством финансов Российской Федерации проводится работа по выработке
согласованного решения.
До принятия соответствующего нормативного
правового акта финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением
размера средней заработной платы работника, должно осуществляться за счет
средств, формирующих фонд оплаты труда учреждения здравоохранения.
II. По вопросу участия медицинских
работников негосударственных и ведомственных учреждений здравоохранения,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в выполнении государственного
задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сообщаем, что Федеральным
законом от 29 декабря 2006 г. N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2007 год" и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 825 "О порядке
финансового обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение
учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную
медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по
оказанию дополнительной медицинской помощи" предусмотрено финансовое
обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской
помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими
первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими
учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации).
Федеральным законом от 19 декабря 2006
года N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 874 "О порядке
направления в 2007 году средств федерального бюджета на финансовое обеспечение
государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи,
оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми,
врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми
врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими
сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения,
находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства и Российской
академии наук (при условии размещения в этих медицинских учреждениях
муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи)"
предусмотрены денежные выплаты медицинским работникам учреждений
здравоохранения, находящихся в ведении ФМБА России и РАН.
Указанными нормативными правовыми актами
установлен исчерпывающий перечень учреждений здравоохранения и категорий
медицинских работников, участвующих в оказании дополнительной медицинской помощи
в рамках выполнения государственного задания в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, не требующий разъяснений и уточнений.
В.И.СТАРОДУБОВ