МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2007 г. N 5885-РХ
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации в соответствии с многочисленными обращениями
территориальных фондов обязательного медицинского страхования по вопросам,
связанным с реализацией пилотного проекта, направленного на повышение качества
услуг в сфере здравоохранения, сообщает следующее.
В соответствии с Перечнем поручений
Президента Российской Федерации по вопросам развития российского
здравоохранения и образования от 28 марта 2006 г. N Пр-488 Правительству
Российской Федерации поручено осуществить следующие меры:
продолжить работу по подготовке и
принятию нормативных правовых актов по стандартизации медицинской помощи,
оснащения и кадрового обеспечения медицинских учреждений;
завершить на основе стандартизации
отработку финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений
с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно
одноканальное финансирование;
определить источники и порядок
финансирования расходов на проведение указанных мероприятий в субъектах
Российской Федерации;
выработать механизм взаимодействия между
федеральным уровнем, уровнем субъекта Российской Федерации и муниципальным
уровнем, как в части управления отраслью, так и в части источников ее
финансирования, на основе системы персонифицированного учета расходов в сфере
социального страхования, связанной с медицинской, санаторно-курортной,
лекарственной помощью населению.
Во исполнение Федерального закона от
29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2007 год" Правительством Российской Федерации
принято Постановление от 19.05.2007 N 296 "Об утверждении Правил
финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской
Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере
здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его
реализации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации).
В Постановлении Правительства Российской
Федерации указано, что средства, предусмотренные на реализацию пилотного
проекта, направляются сверх средств, предусмотренных на финансирование
учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, за счет
бюджетов всех уровней и иных источников, а также средств, выделяемых на
выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в
рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Соглашением между
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования об условиях
реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере
здравоохранения, типовая форма которого утверждена Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.05.2007 N
360, субъект Российской Федерации принимает на себя обязательство участвовать в
софинансировании пилотного проекта путем принятия субъектом Российской
Федерации в установленном порядке закона или иного нормативного правового акта,
определяющего расходные обязательства субъекта Российской Федерации по
софинансированию расходов в 2007 году в рамках реализации пилотного проекта.
Таким образом, субъект Российской
Федерации должен был в бюджете субъекта Российской Федерации предусмотреть
необходимые финансовые средства сверх взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения и целевым образом направить их в бюджет
территориального фонда обязательного медицинского страхования на
софинансирование расходов по реализации пилотного проекта в субъекте Российской
Федерации.
Средства Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, направляемые бюджетам территориальных фондов
обязательного медицинского страхования на реализацию в 2007 году пилотного
проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и
средства бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые на
софинансирование расходов по реализации пилотного проекта в субъекте Российской
Федерации, аккумулируются в бюджете территориального фонда обязательного
медицинского страхования.
Механизм расходования аккумулированных
средств бюджетом территориального фонда обязательного медицинского страхования
определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N
296.
При этом следует отметить, что
территориальный фонд обязательного медицинского страхования начинает оплачивать
реестры счетов за оказанную медицинскую помощь учреждениям здравоохранения
только в случае поступления средств из Федерального фонда обязательного
медицинского страхования (в размере 1/12) и бюджета субъекта Российской
Федерации (в размере 1/12), направляемых на софинансирование расходов по
реализации пилотного проекта. В противном случае органы, осуществляющие функции
по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, будут признавать
использование указанных средств как нецелевое.
Средства, полученные учреждениями
здравоохранения на реализацию пилотного проекта, расходуются на оплату труда
медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи (в размере
не ниже 40 процентов указанных средств с учетом объемов и качества оказанной
медицинской помощи), а также на обеспечение медикаментами и оснащение
медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями
медицинского назначения.
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации в письме от 27.06.2007 N 5054-ВС
рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
составлении ежемесячной заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования ориентироваться на 1/12 суммы средств, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 N 296 для каждого субъекта
Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что в
соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 184-ФЗ "О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов" реализация пилотного проекта,
направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, продлена на
первое полугодие 2008 года.
Субъект Российской Федерации, принимая
закон или иной нормативный правовой акт, определяющий расходные обязательства
субъекта Российской Федерации по софинансированию расходов на реализацию
пилотного проекта, должен внести соответствующие изменения при подготовке
соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации на период 2008 года и в
соответствии с бюджетным законодательством разработать порядок финансирования
указанных расходов.
Средства, предусмотренные на реализацию
пилотного проекта, предоставляются Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования бюджетам территориальных фондов на основании заявки
территориального фонда о размере средств, предусмотренных на реализацию
пилотного проекта, и в соответствии с соглашением между Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, высшим органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Фондом об условиях
реализации пилотного проекта и договором между органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, территориальным фондом и учреждением
здравоохранения о реализации учреждением здравоохранения пилотного проекта.
Форма заявки территориального фонда
обязательного медицинского страхования о размере средств на реализацию
пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере
здравоохранения, утверждена соответствующим Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.05.2007 N
360.
Кроме того, вышеуказанным Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
утверждена форма договора между органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского
страхования и учреждением здравоохранения о реализации учреждением
здравоохранения пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в
сфере здравоохранения.
Учитывая, что в Перечне поручений
Президента Российской Федерации по вопросам развития российского
здравоохранения и образования от 28 марта 2006 г. N Пр-488 определено как одно
из главных направлений завершить на основе стандартизации отработку
финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений с
ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно
одноканальное финансирование, Министерство рекомендует заключать указанные
договоры исключительно со стационарными учреждениями здравоохранения.
По мнению Министерства, Федеральному
фонду обязательного медицинского страхования необходимо довести информацию до
территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в свою очередь
Министерство доведет ее до органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
Р.А.ХАЛЬФИН