Вопрос: О лицензировании медицинской
деятельности муниципальных и частных организаций, не относящихся к системе
здравоохранения; медицинских организаций, находящихся в ведении ОАО
"Российские железные дороги", а также филиалов юридических лиц, осуществляющих
медицинскую деятельность.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2008 г. N 537-12
Правовой департамент Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев письмо
по вопросу лицензирования медицинской деятельности, сообщает следующее.
1. По вопросу лицензирования медицинской
деятельности муниципальных и частных организаций, не относящихся к системе
здравоохранения.
Согласно ст. 5 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 к
полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны
здоровья граждан относится лицензирование отдельных видов деятельности в сфере
здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного
в соответствии с ч. 1 ст. 5.1 Основ для осуществления органам государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5.1 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993
N 5487-1 лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и
частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию
высокотехнологичной медицинской помощи) относится к полномочиям Российской
Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления
органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993. N 5487-1 к
муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления,
уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также
находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и
аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
Таким образом, ст. 13 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993
N 5487-1 установлен исчерпывающий перечень видов организаций, входящих в
муниципальную систему здравоохранения.
В связи с этим органы государственной
власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по лицензированию
только тех организаций муниципальной системы здравоохранения, которые имеют
статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций и являются
юридическими лицами.
Иные организации, находящиеся в
муниципальной собственности и осуществляющие медицинскую деятельность, но не
являющиеся при этом медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями
(например, дома престарелых, дома ребенка, приюты и т.д.), исходя из положений
ст. ст. 5, 5.1 и 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, должны лицензироваться Федеральной
службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее
территориальными органами.
Согласно ст. 14 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 к
частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные
учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица,
занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической
деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят
медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и
физическими лицами. Данная норма позволяет относить к частной системе
здравоохранения частные организации иного профиля, например образовательные,
социальные и другие, осуществляющие медицинскую деятельность.
Учитывая изложенное, все частные
организации как медицинские, так и иного профиля, осуществляющие медицинскую
деятельность, по нашему мнению, должны лицензироваться органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
2. По вопросу лицензирования медицинских
организаций, находящихся в ведении ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии со ст. 50 Гражданского
кодекса Российской Федерации юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного
общества, является коммерческой организацией.
Согласно ст. 213 Гражданского кодекса
Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме
государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются
собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их
учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими
юридическими лицами по иным основаниям.
Таким образом, собственником медицинских
организаций, подведомственных ОАО "РЖД", является ОАО
"РЖД", при этом Российская Федерация является собственником акций ОАО
"РЖД", но не его имущества.
В связи с этим медицинские организации,
находящиеся в ведении ОАО "РЖД", в соответствии со ст. 14 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993
N 5487-1 относятся к частной системе здравоохранения и, соответственно, как
отмечено выше, согласно ст. 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 должны лицензироваться органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. По вопросу лицензирования филиалов
юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность.
В соответствии со ст. 55 Гражданского
кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются
самостоятельными юридическими лицами и наделяются имуществом создавшим их
юридическим лицом, действуя на основании утвержденных им положений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от
08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного
вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и
условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю.
Таким образом, действующее федеральное
законодательство не допускает возможности получения отдельной лицензии филиалом
или представительством юридического лица.
Необходимо также отметить, что в
соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, на
осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта
Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов
Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов
соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Ввиду изложенного заявление о
предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности при
лицензировании филиалов, находящихся в других субъектах Российской Федерации,
подается соискателем лицензии в лицензирующий орган по месту нахождения
юридического лица.
При этом согласно ст. 54 Гражданского
кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется
местом его государственной регистрации.
Таким образом, заявление о предоставлении
лицензии на осуществление медицинской деятельности при лицензировании филиалов,
находящихся в других субъектах Российской Федерации, подается соискателем
лицензии в лицензирующий орган по месту его государственной регистрации с
последующим уведомлением лицензиатом лицензирующих органов соответствующих
субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Директор Правового департамента
С.Ф.ВЕЛЬМЯЙКИН
14.03.2008