МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2008 г. N 2796-17
О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 14
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2004 Г. N 79-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Департамент государственной службы
рассмотрел письмо.
В соответствии с частью 2 статьи 14
Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)
государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский
служащий) имеет право с предварительным уведомлением представителя нанимателя
выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт
интересов.
В соответствии с действующим
законодательством иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским
служащим в свободное от государственной гражданской службы время на условиях
трудового договора (совместительство) или гражданско-правового договора.
Для гражданских служащих, выполняющих
иную оплачиваемую работу, Федеральным законом предусмотрено наличие ряда
обязательных условий: предварительное уведомление представителя нанимателя о
намерении заняться иной оплачиваемой работой (часть 2 статьи 14), соблюдение
гражданским служащим установленных Федеральным законом ограничений (статья 16)
и запретов (статьи 17), а также исключение возможности возникновения личной
заинтересованности и, как следствие, конфликта интересов (статья 19).
В частности, пунктом 1 части 1 статьи 17
Федерального закона установлен запрет на участие в деятельности органа
управления коммерческой организации (за исключением случаев, установленных
Федеральным законом). Установление указанного запрета направлено на предотвращение
конфликта интересов, который возможен в связи с участием в деятельности такой
организации. Кроме того, после увольнения с гражданской службы гражданин не
вправе замещать в течение двух лет должности в организациях, если отдельные
функции управления данными организациями непосредственно входили в его
должностные обязанности (часть 3 статьи 17 Федерального закона).
Установленный Федеральным законом
уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю
нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не
требует получения согласия представителя нанимателя. Вместе с тем, в
соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона в случаях возникновения у
гражданского служащего личной заинтересованности, которая приведет или может
привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об
этом представителя нанимателя в письменной форме.
Представитель нанимателя не вправе
запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу. Вместе с
тем, в случае, когда представителю нанимателя стало известно о возникновении
личной заинтересованности гражданского служащего, которая может привести к
конфликту интересов, он в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона
обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов, например,
обратившись в комиссию государственного органа по соблюдению требований к
служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов
интересов.
Исходя из положений части 3 статьи 19
Федерального закона определение степени своей личной заинтересованности,
являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов,
остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из
этого юридическими последствиями.
По вопросу о возможности осуществления
гражданским служащим иной оплачиваемой работы в государственной корпорации
сообщаем.
В соответствии со статьей 7.1
Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе
имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих
или иных общественно полезных функций.
В случае если в должностные обязанности
гражданского служащего входит осуществление, например, контрольных функций или
подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность государственной
корпорации, в которой он намеревается осуществлять иную оплачиваемую работу, то
в таких случаях могут усматриваться признаки нарушения ограничений и запретов,
установленных Федеральным законом для гражданских служащих.
Директор Департамента
государственной службы
В.А.КОЗБАНЕНКО