МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2009 г. N 19-3/10/2-2309
Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации рассмотрено обращение Пенсионного
фонда Российской Федерации о применении Федерального закона от 22.07.2008 N
156-ФЗ.
Минздравсоцразвития России отмечает, что
исходя из полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве здравоохранения
и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (с изменениями и
дополнениями), не вправе давать разъяснения по правоприменительной практике, за
исключением разъяснений в виде нормативных правовых актов.
Вместе с тем по существу изложенных в
обращении вопросов Министерство может высказать свою позицию, не имеющую
нормативного характера.
В соответствии с нормами Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного
обеспечения" (далее - Закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ) лица, являющиеся
военными пенсионерами в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля
1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
(далее - Закон от 12.02.1993 N 4468-1), при наличии условий для назначения
трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от
17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ), имеют право на
одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и
трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
В соответствии со статьей 7 Закона от
17.12.2001 N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста
60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет
страхового стажа.
Таким образом, военные пенсионеры при
достижении указанного возраста и при наличии 5 лет страхового стажа имеют право
на установление страховой части трудовой пенсии по старости.
При этом следует отметить, что в
необходимый пятилетний стаж включаются не только периоды работы, за которые
уплачивались страховые взносы (как отмечено в письме Пенсионного фонда
Российской Федерации), но и приравненные к уплате страховых взносов периоды в
соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также
военная служба, если она не была включена в выслугу лет при назначении пенсии в
соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1.
Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в
минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 сентября 2005 г. N 582 (далее - Правила), предусмотрено, что
страхователи, являющиеся военными пенсионерами, т.е. получающими пенсии,
установленные в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1, не уплачивают
фиксированный платеж.
Отнесение этой категории страхователей к
лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О.
Конституционный Суд Российской Федерации
определил, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи
6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального
закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных
предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать
страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде
фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей
трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им
соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых
взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и
не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не
соответствующие Конституции Российской Федерации.
Исходя из Определения Конституционного
Суда Российской Федерации военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели,
адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
начиная с 24 мая 2005 г. (с момента провозглашения Определения Конституционного
Суда Российской Федерации).
Норма об освобождении военных пенсионеров
(индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, изложенная в
пункте 3 Правил, носит временный характер (до установления соответствующего
правового регулирования) и фактически не может действовать после вступления в
силу Закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ.
Закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ
предоставляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам)
право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных
сумм страховых взносов, т.е. на установление страховой части трудовой пенсии по
старости при наличии необходимых условий с 1 января 2007 года.
Полагаем, что с этой даты указанные лица
вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.
Одновременно сообщаем, что с 1 октября
2008 г. вступил в силу (частично) Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N
55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных
страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной
поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон от 30.04.2008
N 55-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 5 Закона от 30.04.2008 N
55-ФЗ введена новая редакция статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001
г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" (далее - Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Подпунктом 5 пункта 1
статьи 29 (в новой редакции) Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривается,
что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное
страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию.
Эта норма распространяется и на военных
пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или
адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные
лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию начиная с 1 октября 2008 г., т.е. с момента вступления в силу Закона
от 30.04.2008 N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного
платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом следует отметить, что военные
пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) могли и ранее (до 1
октября 2008 г.) в соответствии с нормами статьи 29 Закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Министерством подготовлен проект
постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение
изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября
2005 г. N 582 "Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном
размере" в части исключения из числа лиц, которые не уплачивают страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа,
военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов).
Направляем данный проект постановления и
пояснительную записку к нему для рассмотрения и согласования.
Ю.В.ВОРОНИН