РОССИЙСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО
РЕГУЛИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПИСЬМО
от 5 мая 2009 г. N П27-14932-РТК
В соответствии с решением Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29
апреля 2009 года, протокол N 4, направляются Рекомендации по взаимодействию
социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса.
Ответственный секретарь Комиссии
В.Т.ПОНИЗОВ
Приложение
Координатор стороны Комиссии,
представляющей Правительство
Российской Федерации,
Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Т.А.ГОЛИКОВА
Координатор стороны Комиссии,
представляющей общероссийские
объединения работодателей,
президент Общероссийского
объединения работодателей
"Российский союз промышленников
и предпринимателей"
А.Н.ШОХИН
Координатор стороны Комиссии,
представляющей общероссийские
объединения профсоюзов,
председатель Федерации
независимых профсоюзов России
М.В.ШМАКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В
ОРГАНИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В условиях экономического кризиса
существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и
представляющими интересы работников профсоюзами.
Для преодоления кризисных явлений
требуется выработка единых подходов социальных партнеров в области регулирования
социально- трудовых отношений, направленных на сохранение конкурентоспособности
организаций в период экономического кризиса, а также при выходе из него.
Цель взаимодействия социальных партнеров
в этот период - согласование комплекса антикризисных мер, способствующих
сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в
коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового
высвобождения работников, защите их трудовых прав.
Взаимодействие социальных партнеров в этих
условиях должно строиться на основе ряда принципов, прежде всего открытости и
доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений,
взаимной ответственности сторон, соотнесения согласованных мер с действиями
социальных партнеров на территориальном (региональном), отраслевом и
федеральном уровнях социального диалога.
I. Общие положения
1. Рекомендации по взаимодействию
социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса
предназначены для использования сторонами социального партнерства на уровне
конкретной организации для разработки антикризисных мер в сфере регулирования
социально-трудовых отношений.
2. Под сторонами социального партнерства
в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации понимаются работники и
работодатели в лице своих полномочных представителей.
3. Антикризисные мероприятия в сфере
социально-трудовых отношений разрабатываются социальными партнерами и могут
являться составной частью общего антикризисного плана, вырабатываемого
руководством организации в той или иной форме.
4. Реализация комплекса антикризисных мер
предусматривает участие широкого круга работников и их представителей. При этом
в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать
социальные интересы работников.
5. Формы антикризисных программ в сфере
социально-трудовых отношений, институты их разработки и согласования могут быть
различны в зависимости от особенностей конкретной организации. Прежде всего,
следует использовать такие институты и процедуры согласования интересов
работников и работодателя, как комиссии по заключению и контролю выполнения
коллективных договоров.
При необходимости возможно формирование
специальных органов взаимодействия (специальных антикризисных комиссий). Могут
использоваться и иные согласованные работодателем и работниками формы выработки
антикризисных мер.
II. Основные
механизмы сотрудничества социальных
партнеров в период экономического кризиса
6. Взаимодействие социальных партнеров по
подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых
отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации, коллективными договорами и соглашениями.
7. При наличии в организации
коллективного договора, институтов представительства интересов работников
(профсоюзной организации и (или) иных представительных органов) для подготовки
и реализации комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений
целесообразно использовать имеющиеся органы, осуществляющие согласование
интересов сторон (комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных
договоров и т.п.). При согласии сторон может быть создан иной орган
(антикризисная комиссия, совет и т.п.). В этом случае сторонами социального
диалога должны быть определены круг задач, порядок формирования, состав и
полномочия создаваемого органа, процедура подготовки предложений и порядок их
утверждения.
8. Антикризисным органом (комиссией)
может разрабатываться и согласовываться комплекс антикризисных мер в сфере
социально- трудовых отношений (либо отдельный, либо как часть общей
антикризисной программы организации).
В случае невозможности временного
выполнения отдельных положений коллективного договора стороны могут вступить в
переговоры по временной приостановке действия данных положений и внести
соответствующие изменения в коллективный договор в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации.
9. Для эффективного взаимодействия
социальным партнерам необходимо обеспечить:
своевременное и объективное
информирование сторон о социально-экономическом положении в организации и в
регионе;
привлечение к решению проблем в
организациях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, компетентных в решении данных вопросов;
проведение работы по разъяснению
работникам организации особенностей кризисного периода, а также намеченных мер
по сохранению конкурентоспособности организации, содействию занятости и
социальной защищенности работников.
10. Социальные партнеры в пределах своей
компетенции содействуют предупреждению возникновения конфликтных ситуаций,
способствуют разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в
досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом
Российской Федерации.
III. Разработка и
реализация антикризисных мер
11. В антикризисной программе могут
применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные
спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием
организации.
12. Подготовка мероприятий, касающихся
содействия занятости и сохранения кадрового потенциала организации, должна
основываться на нормах трудового законодательства Российской Федерации.
13. Использование тех или иных мер должно
быть согласовано в ходе соответствующих переговоров социальных партнеров. Среди
возможных мер могут быть выделены следующие действия, связанные с сохранением
кадрового потенциала и рабочих мест:
а) отказ от применения на определенный
период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни;
б) временный отказ от введения совмещения
профессий;
в) временное ограничение приема
работников и сокращение вакансий;
г) перевод в соответствии с нормами
трудового законодательства Российской Федерации высвобождаемых работников на
постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;
д) перевод работников в соответствии с
нормами трудового законодательства Российской Федерации на работу в другие
подразделения и организации;
е) совершенствование графиков работы с
введением режима неполного рабочего времени в порядке, предусмотренном трудовым
законодательством;
ж) установление для отдельных категорий
работников неполной рабочей недели с корректировкой размера заработной платы
локальными нормативными актами организации, принимаемыми с учетом мнения
выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном
трудовым законодательством Российской Федерации;
з) предоставление по просьбе работников
(по личному заявлению) отпусков без сохранения заработной платы;
и) передача подразделениям организации
для выполнения собственными силами работ, выполнявшихся ранее подрядными
организациями.
В антикризисную программу могут быть
также включены мероприятия, предусматривающие:
а) осуществление опережающего
профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;
б) переобучение, повышение квалификации
работников с учетом имеющихся вакантных рабочих мест в организации, ее
филиалах, в том числе на условиях совместного с органами местного
самоуправления долевого финансирования программ обучения работников крупных
организаций и градообразующих организаций за счет средств, предусмотренных для
реализации региональных программ занятости;
в) оказание помощи в поиске работы в
организациях соответствующего вида экономической деятельности, включая
организации, расположенные в других регионах, при содействии органов
государственной службы занятости;
г) направление работников на обучение
другим профессиям в связи с возможным перепрофилированием производства;
д) установление режима неполного рабочего
времени для самостоятельного поиска работы.
14. Стороны социального партнерства
разрабатывают совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости
работников, находящихся под риском увольнения, с учетом реализуемой
региональной программы содействия занятости.
15. Проект комплекса (программы)
антикризисных мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании
(конференции) работников, а также при необходимости с органами местного
самоуправления.
В организации могут предусматриваться и
другие процедуры обсуждения программы антикризисных мер, согласованные
работодателем и работниками.
16. Вне зависимости от форм и методов
подготовки и организации антикризисных мер в комплекс планируемых мероприятий рекомендуется
включать механизмы по контролю за выполнением намеченных мер, предусматривающие
ответственность сторон.
17. Программа антикризисных мер в
организации может содержать иные мероприятия, в том числе в области охраны
труда, обеспечивающие снижение социальной напряженности и способствующие выходу
из кризиса, не противоречащие законодательству.
IV. Заключительные
положения
18. Более тесное взаимодействие
социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования
социально-трудовых отношений:
на федеральном уровне - путем проведения
консультаций в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений и на двусторонней основе;
на региональном и территориальном уровнях
- путем участия социальных партнеров в разработке планов антикризисных мер
регионов и муниципальных образований.
19. Российская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений и трехсторонние комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации в рамках
проведения консультаций с федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях снижения
напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения
работников в регионах предусматривают рассмотрение вопросов взаимодействия
социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут
вносить в государственные органы исполнительной власти предложения к проектам
законодательных и иных нормативных правовых актов.