МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 2011 г. N 15-0/10/2-8347
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации направляет методическое письмо
"О создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации" для использования в работе
руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации, главными врачами перинатальных центров, центров планирования семьи,
родильных домов, а также специалистами, участвующими в оказании
медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В.И.СКВОРЦОВА
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
В.И.СКВОРЦОВА
N _____ от __________ 2011 г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О СОЗДАНИИ
ЦЕНТРОВ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН,
ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Методическое письмо подготовлено
сотрудниками Департамента развития медицинской помощи детям и службы
родовспоможения Минздравсоцразвития России В.И. Широковой, О.С. Филипповым,
Ю.Е. Тереховой и главным внештатным специалистом Минздравсоцразвития России по
акушерству и гинекологии Л.В. Адамян.
Область применения
Создание центров медико-социальной
поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является одним
из новых направлений приоритетного национального проекта "Здоровье",
реализация которого должна быть предусмотрена в ходе выполнения региональных
программ модернизации здравоохранения.
Работа центров медико-социальной
поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее - центр)
по обеспечению медицинской и социально-психологической помощи женщинам в
случаях нежеланной беременности, является важным компонентом комплекса
мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов в Российской
Федерации.
Другим, не менее важным аспектом работы
центров является предупреждение отказов от новорожденных в акушерских
стационарах.
Создание центров будет способствовать
снижению общего числа абортов, сохранению репродуктивного здоровья женщин в
Российской Федерации и увеличению числа родившихся детей, а также предупреждать
отказ от новорожденных в акушерских стационарах. В дальнейшем, одним из
направлений работы центров может быть развитие "пренатального
усыновления".
Методическое письмо предназначено для
руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации, главных врачей перинатальных центров, центров планирования семьи,
родильных домов, а также специалистов, участвующих в оказании медико-социальной
помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Общие положения
Центр является структурным подразделением
учреждений охраны материнства и детства субъекта Российской Федерации.
Центр организуется, реорганизуется и
ликвидируется руководителем учреждения, на базе которого располагается.
Финансирование центра осуществляется за
счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации.
Для размещения центра в установленном
порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать
реализации цели и задач центра.
Центр, штатное расписание центра
утверждается руководителем учреждения здравоохранения, на базе которого он
функционирует в пределах установленного фонда оплаты труда.
Ответственность за соблюдение
анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в центр, несет как руководство,
так и каждый сотрудник центра в рамках действующего законодательства.
Цель, задачи и
основные направления деятельности центра
Целью создания центра является
организация и координация работы кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций
в субъектах Российской Федерации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития
России от 1 июня 2007 г. N 389 "О мерах по совершенствованию организации
медико-социальной помощи в женских консультациях", а также деятельности
социальных работников и психологов акушерских стационаров.
Для достижения поставленной цели центры
осуществляют свою деятельность на межведомственной основе путем взаимодействия
органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования, социальной
защиты с привлечением общественных организаций (объединений) негосударственных
фондов, традиционных конфессий по реализации медико-социальных, психологических
и юридических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья
беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая
превентивные меры по предупреждению абортов и отказов от новорожденных в
роддомах.
Схема
межведомственного взаимодействия центров
┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐
│ Органы управления │ │ Органы социальной │
│ здравоохранением │ │ защиты населения │
│ субъектов │
(-----------------------) │ субъектов │
│Российской
Федерации│<--(Центр медико-социальной)-->│Российской
Федерации│
└────────────────────┘ (
поддержки женщин, ) └────────────────────┘
( оказавшихся в
трудной ) ┌────────────────────┐
┌────────────────────┐ (
жизненной ситуации ) │
Негосударственные │
│ Общественные
│<--(───────────┬───────────)-->│ фонды, │
│ организации │ │ │ представительства │
│ (объединения) │ │ │ традиционных │
└────────────────────┘ │ │ конфессий │
│ └────────────────────┘
│
\/
┌───────────────────────────────────────────────────────┐
│Кабинеты медико-социальной
помощи женских консультаций,│
│психологи/медицинские психологи
и социальные работники │
│ акушерских стационаров │
└───────────────────────────────────────────────────────┘
Первостепенными задачами центров
являются:
разработка методических рекомендаций для
социальных работников и психологов женских консультаций и акушерских
стационаров;
проведение тренингов со специалистами
кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций;
организация "телефонов
доверия";
разработка сайта в сети Интернет,
пропагандирующего ответственное родительство и позиционирующего результаты
работы центра;
оказание содействия в предоставлении
временного приюта в учреждениях социальной защиты (а также в приютах, созданных
общественными и религиозными объединениями и др.), организации патронажа
женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке;
анализ деятельности кабинетов
медико-социальной помощи женских консультаций на основе предоставленных
отчетов.
Центр также может самостоятельно
оказывать медико-социальные услуги следующим категориям женщин:
подвергшимся психофизическому насилию;
потерявшим родных и близких (вдовы);
имеющим детей-инвалидов;
женщинам-инвалидам;
одиноким матерям с несовершеннолетними
детьми;
несовершеннолетним матерям;
несовершеннолетним и одиноким женщинам из
неполных семей;
находящимся в предразводной и
послеразводной ситуации;
находящимся в конфликте с семьей.
В вышеперечисленных случаях основной
задачей центра является создание необходимых условий для обеспечения
максимально полной медико-психологической реабилитации и адаптации в обществе,
семье; привлечение различных государственных органов и общественных объединений
к решению вопросов медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
Совместно с кабинетами медико-социальной
помощи женских консультаций, а также с социальными работниками и психологами
акушерских стационаров центры осуществляют мероприятия по выявлению женщин
"групп риска" по отказу от ребенка после родов, организуют
консультирование по вопросам социальной защиты женщин разового или постоянного
характера, участвуют в формировании у женщины сознания необходимости
вынашивания беременности и дальнейшего воспитания ребенка; организуют группы
психологической поддержки женщин в период беременности с привлечением
врачей-психотерапевтов.
Примерное штатное
расписание центра <*>
--------------------------------
<*> На усмотрение субъекта
Российской Федерации.
Руководитель
|
1 должность
|
Специалист по
социальной работе
|
1 должность
|
Юрисконсульт
|
1 должность
|
Психолог
|
1 должность
|
Психотерапевт
|
1 должность
|
Психолог-психотерапевт
"телефона доверия"
|
1 должность
|
Медицинская
сестра
|
1 должность
|
Инструктор по
труду
|
1 должность
|
Специалист по
it-технологиям
|
1 должность
|